Профессия – культуролог

В этом году на философском факультете Казанского университета открывается новое направление обучения – бакалавр культурологии.

В этом году на философском факультете Казанского университета открывается новое направление обучения – бакалавр культурологии. Для многих выпускников школ и даже для тех, кто ориентирован на выбор гуманитарной специальности, название профессии “культуролог” звучит туманно и неопределенно. За разъяснениями мы обратились к декану философского факультета КГУ, профессору Михаилу Щелкунову.

– Михаил Дмитриевич, что сегодня понимается под профессией культуролога?

– Само название дисциплины – “Культурология” – достаточно известно. Этот курс изучают в вузах России с 1991 года. Сегодня, когда понятие “культура” трактуется достаточно широко, в профессии культуролога можно выделить два направления деятельности: стратегическое и прикладное. В стратегическом плане культурологи могут быть востребованы для разработки как долгосрочных концепций культурного развития отдельных регионов, так и конкретных программ культурно-массовых мероприятий.

Не секрет, что многим программам культурного развития региона, определяющим вектор национально-политического развития, не хватает сегодня компетентного теоретического обоснования. Программы эти дорогостоящие, поэтому ошибки и непродуманные решения могут привести к колоссальным убыткам. История культуры знает примеры гибели великих цивилизаций, которые произошли, в том числе, по причине того, что вектор культурного развития был выбран неверный. Достаточно назвать культуру Древнего Египта, Древнего Рима, Византии и более близкий пример из новейшей истории – трагедию Германии, оказавшейся в паутине фашизма. Именно профессиональные культурологи должны предугадать и подсказать возможные риски при принятии стратегических культурно-идеологических программ.

Прикладное направление деятельности культурологов – это работа в качестве экспертов, менеджеров, культур-атташе, консультантов по вопросам культуры в различных гуманитарных и научных фондах, в системе госслужбы, музеях и галереях, издательствах и СМИ. Услуги культурологов высоко котируются в частных компаниях, поскольку они способны выявить и оценить гуманитарные риски в инженерных, экономических, социальных, политических проектах. Как показывает опыт столичных вузов, которые уже почти двадцать лет готовят специалистов-культурологов, их выпускники чрезвычайно востребованы и успешны в своей профессиональной деятельности.

– А в Татарстане где вы видите возможности применения культурологов?

– Поскольку Татарстан исторически является крупным и уникальным культурным центром, возрастает потребность в специалистах, которые бы решали проблемы культурной политики в нашем регионе на высоком теоретическом и практическом уровне.

В ближайшие годы республика будет испытывать высокую потребность в культурологах. Это связано с подготовкой и проведением Универсиады 2013 года, когда будут востребованы эксперты просветительских проектов, авторы стилистической концепции оформления города, консультанты визуальной пропаганды Универсиады, организаторы культурно-массовых мероприятий, менеджеры культурной деятельности и т.п. Именно к 2013 году предполагается первый выпуск бакалавров-культурологов, которые должны стать главными генераторами идей в культурной политике региона и одновременно координаторами практических решений в этом направлении. Это мероприятие мирового масштаба позволит культурологам не только проявить себя, но и доказать значимость своей профессии на современном рынке труда. Профессиональные культурологи должны обеспечить высокий уровень пропаганды культурного наследия Казани и других городов республики во время проведения Универсиады.

Кроме того, они должны помочь перевести на более современный уровень культурно-образовательные и просветительские проекты, сделать их более гибкими, отвечающими вызовам нашего времени. Например, это касается выставочной и экспозиционной культуры, массовых мероприятий. В республике их проведение пока уступает мировым стандартам.

– Что вы имеете в виду?

– Многие удачные и дорогостоящие выставочные проекты и концепции не дают ожидаемого просветительского и эстетического эффекта, поскольку в них присутствует незавершенность культурологического оформления. Это снижает впечатление, не позволяет создать целостный образ об эпохе, личности, теме. Прежде всего, удручает отсутствие каталогов, проспектов, буклетов, компетентных кураторов выставок, к чему давно привыкла взыскательная публика как на Западе, так и в российских столицах. Именно культурологи, обладающие широкой гуманитарной подготовкой, должны помочь ликвидировать этот досадный пробел.

Они должны подсказать организаторам выставочной деятельности, как правильно расставить акценты, создать убедительный и запоминающийся образ, чтобы в конечном счете это мероприятие превратилось в культурное событие, соответствующее самым высоким мировым стандартам.

– Такое несоответствие “мировым стандартам” связано, на ваш взгляд, с недостатком специалистов?

– В какой-то степени. Татарстан – это почти единственный регион России, где искусствоведов, художественных, театральных критиков не готовят, а потребность в них возрастает. Культурологи вполне могут заполнить эту нишу. Хотя в Татарстане уже предприняты первые шаги в организации высшего художественного образования.

– Какие еще сферы в нашем регионе нуждаются в культурологическом консультировании?

– Например, в средствах массовой информации и коммуникации: от издательской деятельности, телевидения, радио до Интернета. Именно на республиканском уровне остро ощущается потребность рецензирования телевизионных передач, фильмов, программ. Как известно, в центральной прессе давно сложилась система не просто составления рейтингов, а именно культурологического анализа телепрограмм, кинофильмов, сериалов, публикаций в прессе. Целые полосы федеральных изданий (“Литературная газета”, “Культура”, “Аргументы и факты”, “Труд”) отданы еженедельным аналитическим обзорам телевизионных программ, дискуссиям критиков и телезрителей. Эти обсуждения вызывают живой интерес у читателей, формируют вкус и “будоражат” не только чувства, но и мысли. К сожалению, аналогичной системы публичного обсуждения работы СМИ в нашей республике не сложилось, а без критики не может быть и развития. И в этом случае на помощь должны прийти культурологи.

– Каким образом вы предполагаете реализовывать образовательную программу по подготовке культурологов? Иначе говоря, чему и как будут учить будущих специалистов?

– Хороший вопрос. Программа обучения культурологов очень интересна и способна привлечь внимание всех, кто хочет видеть себя в будущем не просто грамотным специалистом, а личностью широко мыслящей, способной правильно ориентироваться в динамично развивающемся мире. Даже краткий перечень курсов, изучение которых предусмотрено программой подготовки бакалавров-культурологов, может вызвать интерес у абитуриентов. Это “История культуры России и зарубежных стран”, “Культура повседневности”, “Тюркская культура”, “Менеджмент в сфере культуры”, “Сохранение культурного и природного наследия”, “Теория и история искусств”, “Культура Латинской Америки”. Кроме того, предусмотрен большой выбор специальных и эксклюзивных курсов, таких как “История костюма народов Поволжья”, “История музыки”, “История кино”, “Культура детства” и другие.

Что касается уровня преподавания, то можно сказать, что в Казанском университете накоплен значительный опыт практической и исследовательской работы в области культурологического знания. Интеллектуальный потенциал КГУ имеет глубокие исторические корни. Его “подпитка” происходит за счет обращения еще к дореволюционной традиции целостного гуманитарного образования, существовавшей в нашем вузе. С 1886 по 1924 год (почти 40 лет) в Казанском университете действовала кафедра истории и теории искусств. Венцом подвижнической деятельности ее преподавателей было создание знаменитого учебного Музея древностей и изящных искусств.

Интегративный характер самого предмета “культурология” предполагает тесное междисциплинарное сотрудничество специалистов всего блока гуманитарных дисциплин, а в классическом университете, каковым является КГУ, такая координация традиционно сохраняется.

Мы надеемся увидеть в числе будущих студентов философского факультета личностей ярких, творческих, стремящихся получить глубокое гуманитарное образование.

Лидия СЫЧЕНКОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще