Как мы уже сообщали, в Казани планируется открыть филиалы трех институтов Российской академии наук – Института медико-биологических проблем, Института радиотехники и электроники и Межведомственного суперкомпьютерного центра. Подробнее о новых проектах нам рассказал председатель Казанского научного центра (КазНЦ) РАН академик Олег СИНЯШИН.
– Олег Герольдович, почему именно эти институты и почему именно в Казани?
– Сразу скажу: не только в Казани. Система филиалов – достаточно распространенная практика для институтов Российской академии наук. Инновационный курс развития России предполагает создание и продвижение наукоемких технологий в высокоразвитых регионах страны. Татарстан, безусловно, относится к таковым. Здесь успешно развивается наука, и Казанский научный центр РАН посчитал, что появление новых филиалов академических институтов позволит придать более высокий статус исследованиям, проводимым в республике.
Почему эти институты? Основанием для создания филиала Межведомственного суперкомпьютерного центра (МСЦ) являются значительные результаты в области научных телекоммуникаций и высокопроизводительных вычислений, достигнутые отделом информационных технологий КазНЦ РАН совместно с МСЦ. Предложение о создании филиала было выдвинуто предыдущим председателем нашего центра академиком Александром Коноваловым, оно было согласовано с директором Межведомственного суперкомпьютерного центра академиком Геннадием Савиным.
Идея создания филиала Института медико-биологических проблем (ИМБП) тоже появилась не на пустом месте. Казань по праву гордится своими научными школами в области фундаментальной медицины. В 1993 году в Казанском институте биохимии и биофизики КазНЦ РАН была создана лаборатория биофизики синаптических процессов, возглавляемая членом-корреспондентом РАН Евгением Никольским. В настоящее время она превратилась в известный научный центр, координирующий основные исследования в области нейробиологии в регионе. Идея создания филиала поддержана вице-президентом Академии наук, научным руководителем ИМБП академиком Анатолием Григорьевым и директором этого института членом-корреспондентом РАН Игорем Ушаковым.
Что касается филиала Института радиотехники и электроники, то еще в середине 80-х годов прошлого века по инициативе нашего земляка, тогдашнего руководителя этого учреждения академика Владимира Котельникова в Казанском научно-исследовательском электрофизическом институте (ныне – ФНПЦ “Радиоэлектроника”) была создана проблемная лаборатория радиоэлектроники. С тех пор творческое сотрудничество активно развивается. Учитывая высокий уровень совместных исследований, директор Института радиотехники и электроники академик Юрий Гуляев обратился в наш центр с предложением о создании филиала. На данное предложение позитивно отреагировало руководство республики – и Президент Минтимер Шаймиев, и Премьер-министр Рустам Минниханов.
Но эти институты привлекают нас не только потому, что уже имеется определенная история сотрудничества, а еще и потому, что они являются наиболее крупными, базовыми учреждениями Российской академии наук в тех направлениях, которые они представляют. Институт медико-биологических проблем – это практически вся космическая медицина. Межведомственный суперкомпьютерный центр сегодня обеспечивает развитие всех новейших суперкомпьютерных технологий в рамках РАН и за ее пределами. Институт радиотехники и радиоэлектроники – это обеспечение обороноспособности страны.
– Филиалы будут работать в тех направлениях, которые не слишком традиционны для казанской академической школы…
– Да, исторически Казанский научный центр Российской академии наук формировался на тех школах, которые представляли базовые науки – физику, химию, биологию. Но процесс, который сегодня идет в научном мире, заставляет нас повернуться лицом к высокотехнологичным направлениям, имеющим важное прикладное значение, – прикладной математике, радиоэлектронике, фундаментальной медицине… Новые научные структуры могут дать республике, региону толчок для прорыва в новых областях фундаментальной и прикладной науки.
– Когда появятся в Казани эти филиалы?
– Сроки, конечно, разные. Если говорить о филиале Межведомственного суперкомпьютерного центра, то практически все процедуры его создания завершены, осталось внести его в устав МСЦ РАН и утвердить это решение в президиуме РАН. Думаю, до конца года вопрос будет решен.
Что касается филиала Института медико-биологических проблем, то в июне на его ученом совете состоится обсуждение тех научных направлений, которые Евгений Никольский предлагает для этого филиала. Если эти направления получат поддержку (а мы на это надеемся), процесс организации филиала вступит в завершающую стадию.
Наиболее сложная ситуация, конечно, с филиалом Института радиотехники и радиоэлектроники. Если первые две структуры организуются на базе академических подразделений центра, имеющих штатные единицы, то здесь ничего этого нет. И одной академии сегодня не под силу решить этот вопрос. Но когда мы обсуждали данную проблему с президентом РАН академиком Юрием Осиповым, то решили, что одним из вариантов выхода из этой ситуации мог бы быть такой: руководство академии готово совместно с руководством Татарстана выйти с предложением в Правительство России о выделении целевых ставок для этого филиала. Но пока этот вопрос находится на стадии обсуждения.
– Филиалы будут финансироваться Российской академией наук?
– Да, из ее бюджета. Но поскольку они нацелены на решение не только фундаментальных, но и прикладных задач, то должно быть обеспечено и внебюджетное финансирование. По договорам планируется привлекать дополнительные средства предприятий, за счет этого приобретать оборудование, а выполнение договорных задач – это, кроме денег, еще и дополнительные рабочие места.
– А подчиняться новые структуры будут напрямую РАН?
– Да, головным институтам. Статус у филиалов будет, конечно, ниже, чем у наших институтов. Но в то же время мы рассматриваем эти структуры как часть Казанского научного центра, они будут находиться и под нашим научно-методическим руководством тоже. В первую очередь это касается формирования плана исследовательских работ, которые должны быть ориентированы на регион, непосредственно связаны с общей проблематикой Казанского научного центра.
– А где филиалы будут располагаться?
– По первым двум филиалам опять же все решается достаточно просто, так как они создаются на базе уже действующих научных подразделений. Для филиала Института радиотехники и электроники Правительство Татарстана готово предоставить соответствующие площади. Это будет поддержка уже со стороны республиканского руководства.
– Как вам видятся перспективы вновь создаваемых структур?
– Конечно, мы бы никогда не начали эту работу, если бы не ставили задачу создать на базе этих филиалов крупные научные центры. Мы рассматриваем новые структуры как некие точки роста в формировании самостоятельных научных учреждений Российской академии наук в нашем регионе. Почему это важно? Потому что это, с одной стороны, дает хорошую основу для повышения эффективности всех фундаментальных и прикладных исследований в регионе, а с другой стороны, усиливаются позиции РАН в Татарстане. Это важно для всех, поскольку уровень Российской академии наук, ее статус определяют позиции и престиж республики и в России, и на мировом уровне.