Проблема подготовки государственных служащих возникла одновременно с появлением государств, то есть далеко не вчера. Пусть когда-то казной царя ведал казначей, а не министр финансов, как сказали бы сегодня, а личной охраной государя, выражаясь по-современному, управлением собственной безопасности занималась, к примеру, тайная канцелярия, суть вопроса не менялась. Любому государю, то бишь руководителю государства, нужны были люди не только умные и преданные, но еще и специально обученные и подготовленные.
Но заглядывать в “дела давно минувших дней” – задача историков, а вот отследить определенные события середины восемнадцатого века в этой сфере взялись специалисты Академии государственного и муниципального управления при Президенте РТ. Дело в том, что 250 лет назад, а точнее, в 1758 году, указом императрицы Елизаветы в Казани была создана специальная гимназия по подготовке госинспекторов, годом позже начавшая свою деятельность.
Согласитесь, 250 лет – срок немалый даже для тысячелетней Казани, а потому отмечать сие событие академия планирует с размахом. Только не банальными банкетами, а, как полагается государственным умам, проведением всероссийской научно-практической конференции, посвященной истории и тонкостям современной подготовки государственных служащих.
Накануне конференции мы встретились с ректором Академии государственного и муниципального управления при Президенте Татарстана профессором Андреем Ершовым (на снимке).
– На мой взгляд, двухсотпятидесятилетие со дня создания в Казани гимназии по подготовке государственных чиновников – дата во многом знаковая, – говорит Андрей Николаевич. – Приятно осознавать, что уже столько лет назад у государственных деятелей мнение по этому вопросу целиком и полностью совпадало с современным.
К сожалению, в недалеком прошлом вся история, как правило, начиналась с 1917 года, и была она историей подготовки работников партийных органов. И только в 90-е годы прошлого столетия обнаружился серьезный пробел в качестве подготовки государственных чиновников. Была создана наша академия, и работа с документами той эпохи показала, что подготовка государственных служащих велась в Казани с ХVIII века. В гимназии того времени готовили канцеляристов и чиновников губернского уровня, а в ХIX веке – уже и земских. Наверное, можно и поглубже копнуть – когда-то на территории сегодняшнего Татарстана существовали небольшие церковные и цифирные школы, откуда в основном брали кадры для государственной службы. Но они, во-первых, не были системно ориентированы на такое обучение, а во-вторых, давали больше духовное, церковное, сообразно своему предназначению, образование. К тому же конкретной даты создания таких школ мы не знаем, а оперировать привыкли точными данными.
Интересно, что “дщерь Петрова” Елизавета хотя и не имела университетского образования, но ум унаследовала от отца государственный. Она понимала: чем несколько лет держать юношу “на подхвате” у опытного чиновника с целью “поднатаскать” его на практике, лучше сначала учить его какое-то время системно, а затем уже отправлять опыта набираться.
Любопытно, что первыми у нас готовить в профессиональном плане начали именно госслужащих. Судите сами: врачей в Казани системно взялись обучать около ста девяноста лет назад, инженеров – приблизительно сто, а вот необходимость обучения грамотному руководству поняли уже двести пятьдесят лет назад.
Уже первые выпускники той самой казанской гимназии заняли достойное место в Российском государстве, причем они составили бы честь любому европейскому университету, ведь в их числе был не один министр. Кстати, существенный нюанс – гимназия появилась в Казани несколько раньше университета, поэтому первые ее выпускники – казанская элита – сразу с гимназической скамьи отправлялись на службу в уездные, губернские структуры управления и служили стране верой и правдой.
– В гимназию дети поступали тогда в возрасте восьми-девяти лет. Получается, что уже в столь нежном возрасте будущее мальчика было определено раз и навсегда – чиновник?
– Не соглашусь. Государственное мышление не помешает никому – ни банкиру будущему, ни купцу. К тому же это тогда было лучшее образование, которое можно было получить, не уезжая в Петербург или Москву. В уставе гимназии значилось, что готовят здесь специалистов “и для военного дела”. Это также “государева служба”. И сегодня не все наши выпускники пополняют ряды только чиновничьих структур – некоторые идут служить в МВД, ФСБ, Российскую армию, так что традиции сохраняются.
Указом императрицы Елизаветы Петровны от 21 июня 1758 года “для размножения наук в империи” в Казани была учреждена гимназия, в которой дозволялось “дворянам и разночинцам учиться с такими же выгодами, как и в Московском университете”. Цель создания этого учреждения “состояла в приготовлении учащихся к службе военной и части учебной”. А в сенатском указе от 15 декабря 1763 года перед Казанской гимназией была пфоставлена конкретная задача – обучить 60 человек из разночинцев “для приготовления их в канцелярское звание”. В 1769 году в гимназии было введено преподавание восточных языков. Екатерина II, обращая внимание на необходимость хороших переводчиков с татарского языка на русский и обратно, повелела “учредить единожды навсегда при Казанской гимназии для охотников класс того языка”. Впоследствии, кроме татарского, в гимназии осуществлялось преподавание арабского, персидского, монгольского, турецко-татарского, китайского, армянского, маньчжурского языков.
Как известно, существует три вида государственной службы – военная, правоохранительная и гражданская. И есть общий закон о системе государственной службы, который эти три вида объединяет, не исключая “перетекания” кадров из одного вида в другой. Так и в XIX веке из героев войны, хороших военных, получались затем прекрасные губернаторы: петербургский – М.А.Милорадович и казанский – И.А.Баратынский. И наоборот – губернаторы в годы войны становились неплохими военачальниками. Кстати, в XX веке некоторые военачальники Гражданской и Великой Отечественной войн занимали крупные государственные должности в СССР – П.К.Пономаренко, Н.С.Хрущев, Л.И. Брежнев. И в современной России мы можем назвать губернаторов – бывших военных – А.Лебедь, В.Шаманов, В.Егоров, Г.Шпак, А.Руцкой.
Кстати, подобные гимназии практически одновременно были открыты и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других крупных городах. Думаю, после нашего празднования они тоже заинтересуются своей историей…
– Выходит, чиновников нужно с младых ногтей учить, раз такие хорошие результаты показывала гимназия?
– Ну, с восьми лет рановато. Конечно, раннее обучение полезно – будущих королей и императоров с пеленок учили, как управлять страной, потому и получались из них грамотные государственные мужи. Но, с другой стороны, из любого человека хорошего руководителя не сделаешь, для этого, кроме знаний и навыков, еще и природные способности нужны. Потому и цари разные были, и с разным успехом страной управляли.
Моя мечта – одаренных детей как можно раньше начинать готовить управлять государством. Я бы с детских садов на предмет выявления лидерских качеств тестирование проводил.
Конечно, здорово было бы создать нечто вроде пушкинского лицея, где в первую очередь воспитывали в ребятах чувства собственного достоинства, патриотизма, отваги. Например, каждый из лицеистов пушкинской поры имел как минимум собственную комнату, свой письменный стол. Хоть и считались тогда эти условия спартанскими, а график занятий был чрезвычайно плотным, но по сравнению с нынешними общежитиями это все равно небо и земля. Правда, мы смогли добиться, чтобы наши студенты, например, не более чем по двое в комнате жили, но эти условия далеки от идеала. А элиту нужно и отбирать, и растить в особых условиях.
– Чтоб интеллигент в третьем поколении еще и обучался по-особому?
– Не совсем. Относительно обучения – согласен, а вот наличие “генного интеллекта” вроде требований, чтоб у отца и деда был диплом об окончании университета и дворянские корни, необходимыми не считаю. Я и за Ломоносовых тоже, за самородков в первом поколении. Возможно, такой подход во мне сформировало советское воспитание. Прошел советскую кадровую школу – начиная с первичной комсомольской организации до ЦК ВЛКСМ. Работал в Татарском обкоме партии. Так вот, видел, что дети самых высокопоставленных чинов далеко не всегда превосходили своими качествами тех, кто приехал из российской глубинки. И как бы мы ни критиковали советскую власть, в плане карьерного роста тогда светлой голове пробиться было несколько проще. К сожалению, сегодня мы увлеклись понятием “команда”, и очень часто руководители подбирают своих заместителей и вообще сотрудников аппарата не по принципу “годности к службе”, исходя из деловых качеств, а с позиции личной преданности. Я вам скажу: когда-то провозглашенный Лениным постулат, что каждая кухарка может управлять государством, продемонстрировал свою несостоятельность. Случайных людей на государственной службе быть не должно. Важны все качества будущего руководителя – как переданные родителями, врожденные, так и приобретенные.
Гордость гимназии – ее ученики. Среди них поэт, сенатор, первый министр юстиции России Гаврила Романович Державин, сподвижник Г.А. Потемкина, сенатор Василий Степанович Попов, министр финансов России Александр Максимович Княжевич и многие другие. Примечательно, что из 19 ректоров Казанского университета периода 1805-1922 годов четверо – выпускники гимназии. Это великий математик Николай Иванович Лобачевский, не менее известный химик Александр Михайлович Бутлеров, затем – астроном, участник широко известной кругосветной экспедиции шлюпов “Восток” и “Мирный” под командой Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева – Иван Михайлович Симонов, талантливый механик Евгений Александрович Болотов.
И годятся к управлению государством, причем на всех уровнях, только лучшие из лучших. На мой взгляд, яркое подтверждение этому есть в книге экс-президента Франции Валери Жискар д,Эстена “Власть и жизнь”, где он пишет, что, считает одной из серьезных своих ошибок тот факт, что придя к власти, тут же принялся менять состав президентской команды, переведя к себе в Елисейский дворец большое количество сотрудников возглавляемого им ранее министерства финансов. Команду нужно было подбирать исходя из других принципов…
Похоже, Андрей Николаевич несколько скромничает, говоря о недостаточно хороших условиях подготовки будущих госчиновников. На самом деле все здесь на довольно высоком уровне, и результаты, как говорится, налицо – студенты действительно существенно отличаются в положительную сторону от своих сверстников из других вузов. Аргументы? Да такой, на первый взгляд, пустяк – пока я поднялась до приемной ректора, со мной поздоровались человек двадцать совершенно незнакомых юношей и девушек – явно студентов. Ни на одном из них я не увидела модных “рваных” джинсов, да и девочек с оголенными животиками как-то не встретила.
– А как же иначе? – моему удивлению по этому поводу ректор Ершов сам удивился. – Если человек в юности не научится корректировать свой внешний вид соответственно обстановке, то уже не научится этому никогда. И как вы себе представляете государственного служащего с серьгой в ухе или в туфлях на босу ногу? Это же азы этики! Да, мы даем студентам не только знания, но и всестороннюю подготовку. Конечно, фехтовать на рапирах, как учили лицеистов в Царском Селе, мы не заставляем, но курс хороших манер они проходят в обязательном порядке. И вальс умеют танцевать – у меня была возможность не раз убедиться в этом на наших новогодних балах. И языкам иностранным обучаем на серьезном уровне, и истории литературы – тоже. Наш клуб КВН стал чемпионом Лиги студентов Казани, команда брейн-ринга выиграла кубок вузов республики. Первое место в городском конкурсе “Студенческая весна-2009” – за нами. Список таких побед можно продолжить.
Среди наших студентов нет правонарушителей и наркоманов. И я могу заявлять об этом с полной ответственностью, потому что наш вуз – один из немногих, где тестированию на предмет употребления наркотических средств подвергаются все без исключения студенты, и это не обсуждается.
– И в смысле их профессиональной подготовки – тоже? Неужели любой ваш выпускник будет способен возглавить если не страну, то хотя бы регион?
– Ну, это уж вы замахнулись… Президентами после окончания академии не становятся. Для начала мы ориентируем своих выпускников на работу в муниципальных органах. Как показывает общемировая практика, начинать карьеру нужно с низших должностей. Для более серьезного руководства потребуются не только особые личные качества (учеными доказано, что миром управляют пять процентов людей с крепкой психикой), но и опыт, причем многолетний. Поясню. Может, это для вас странно прозвучит, но я – сторонник американского подхода к выдвижению кадров высшего звена власти. Вы обращали внимание, что практически все президенты США вышли, как правило, из губернаторов? Пожалуй, одно из немногих исключений нынешний – Обама, который до президенства был сенатором.
Все дело в том, что пока ты не руководил хотя бы небольшой структурой, пока не научился брать ответственность за свои решения, то вряд ли представляешь масштабы и серьезность такой работы. Даже находясь каждый день рядом с первым лицом, все равно не сможешь, образно выражаясь, “влезть в его шкуру”. Помню, я дискутировал с одним из своих оппонентов по поводу избрания мэром Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, а мэром Москвы – Гавриила Попова.
Современное качество подготовки специалистов обеспечивает сформированный высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав академии – более 70 процентов преподавателей, работающих на штатной основе и условиях совместительства, имеют ученые степени и звания.
Был уверен, что вряд ли из этого что-то хорошее получится. Исходил не из знания деловых и человеческих качеств этих людей. Просто, если бы каждый из них хоть несколько лет поработал, например, секретарем райкома комсомола, получив навыки управленческой работы, результат был бы иной. Я оказался прав – на долгое время никто из них в должности мэра не задержался.
Кстати, и в ранние советские времена постепенно пришли к поэтапной подготовке руководителей – обожглись на назначенных недоучках-революционерах. Слишком дорого стране обошелся их непрофессионализм. Но большевики быстро поняли необходимость обучения кадров. Еще в 1918 году была создана Школа агитаторов и инструкторов при ВЦИК, а через год на ее базе была организована Центральная школа советской работы, переименованная затем в Коммунистический университет имени Я.М.Свердлова. Подобные учебные заведения были созданы во многих крупных городах, в том числе и в Казани. В 1922 году у нас появился Татарский коммунистический университет, преобразованный затем в Татарскую высшую коммунистическую сельскохозяйственную школу, где готовили кадры районного звена республики.
Были у этой системы и серьезные минусы. Например, ни о какой психологической подготовке речь не шла.
Студентам в нашей Академии мы преподаем настоящие курсы психологии, управления персоналом, менеджмента, политологии, социологии, имиджелогии, культурологии.
Конечно, большую помощь в создании учебно-методической базы и разработке учебных планов и программ нам оказала Российская академия государственной службы при Президенте РФ. Напомню, что институтом мы стали 25 января 2001 года, когда Президент Минтимер Шарипович Шаймиев подписал соответствующий указ. С того времени развитие стало более стремительным, были созданы новые факультеты, реализующие сегодня двадцать образовательных программ. В этом году состоится очередной выпуск на факультете государственного и муниципального управления. На факультете переподготовки за эти годы прошли обучение 128 государственных и муниципальных служащих, все они получили право на ведение профессиональной деятельности в органах государственного и муниципального управления. Дипломы о втором высшем образовании за эти годы получили 279 государственных и муниципальных служащих. На факультете повышения квалификации ежегодно проходят обучение около 800 государственных и муниципальных служащих – руководители и специалисты структурных подразделений министерств, ведомств, органов местного самоуправления. Эти результаты позволили Президенту Татарстана в июле 2007 года на основании решения коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки России подписать указ о переименовании института в Академию государственного и муниципального управления при Президенте РТ.
Причем постигать тонкости государственного управления наши студенты могут не только в Казани, но и за рубежом. Например, обучение по грантам Правительства наши студенты Райхан Халитов и Руслан Новиков прошли в учебных заведениях США, а Юрий Черкасов – в Бельгии.
И все же считать, что после окончания вуза ты уже все постиг, нельзя – учиться придется постоянно, обновляя свои знания с учетом изменений в мире. Это – аксиома для любого, кто хочет достичь чего-то в жизни. Пока человек учится, он живет, он полезен и интересен другим. Это не я придумал, но с этим согласен на сто процентов. А уж государственный чиновник точно должен учиться всю жизнь.