Венгерские корни Тетюш

Бивень мамонта, череп шерстистого носорога, наконечники стрел, топоры, осколки потемневшей керамики, игрушки из глины, янтарные бусы… Кажется, целая вечность запечатлена в экспонатах краеведческого музея города Тетюши.

Автор статьи: Евгений СЕРГЕЕВ

Бивень мамонта, череп шерстистого носорога, наконечники стрел, топоры, осколки потемневшей керамики, игрушки из глины, янтарные бусы… Кажется, целая вечность запечатлена в экспонатах краеведческого музея города Тетюши. И каждый из предметов старины таит в себе еще не разгаданную  тайну, которая может поведать особую историю, нередко захватывающую…

Прошедшая на днях в Тетюшах международная научно-практическая конференция “Археология раннесредневекового города Среднего Поволжья и Предуралья” – еще одно тому подтверждение. Именитые археологи из России и Европы собрались в небольшом татарстанском городке для серьезного разговора, поводом к которому стали если не сенсационные, то весьма любопытные археологические открытия последних двух лет. Раскопки Тетюшской горы открыли миру целый город VI-VII веков с хозяйственными сооружениями – деревянными и каменными, мастерскими, жилищами, погребами, мощными оборонительными укреплениями.

Как уже сообщала наша газета, о находках в районе Вшивой горы (так называют в народе место древнего города) исследователям было известно еще в позапрошлом веке. Мы не знаем ни языка, ни самоназвания племен, основавших город, и даже точного ответа на вопросы: откуда они пришли в наш край и куда исчезли. Время их проживания в этих местах определяется IV-VIII веками. Ученые называют данный народ именьковским по названию села Именьково в Лаишевском районе, где было обнаружено крупное поселение. Ряд исследователей относит этих людей к тюркоязычным племенам, которые пришли с юго-востока в результате Великого переселения народов в IV веке, другие – к иранскому племени сарматов, третьи – к славянам, четвертые – к финно-уграм, пятые – к смешанным народностям, образовавшим единую общность. Но настоящим открытием следует считать итоги последних полномасштабных раскопок в Тетюшах под руководством заведующего археологическим отделом Национального музея РТ доктора исторических наук Константина Руденко.

Исследования оказались настолько интересными, что инициатива местных властей провести конференцию была поддержана Институтом истории Академии наук республики. Результаты удивили. Выявлено достоверное свидетельство о существовании здесь города в шестом веке. Раньше мнения на этот счет высказывались, но реальных подтверждений тому не было. И вот теперь директор Института истории Академии наук республики Рафаиль Хакимов с уверенностью заявляет, что Тетюшам как городу – полторы тысячи лет, а как поселению – более двух с половиной тысяч. А значит, небольшой по российским меркам городок Тетюши претендует на право называться старшим братом Казани (да и Елабуги тоже). И на это звание, по мнению Рафаиля Хакимова, могут претендовать еще несколько городов республики.

– Официальная дата основания (в 1780 году Тетюши стали уездным городом Казанской губернии) – какая-то странная для историков цифра, – говорит ученый. – Понятна она с точки зрения Екатерины II, которая дарила поселениям более высокий административный статус по своему усмотрению. Но вот вчера полистал я европейский атлас 1729 года и обнаружил там Тетюши. На голландской карте XVII века Тетюши тоже присутствуют. Как есть и целый комплекс материалов, говорящих о присутствии здесь городской жизни уже в шестом веке.

Несомненно, для такого заявления нужна немалая воля истинного ученого-подвижника. “Накопать” провинциальному городу на пятьсот лет больше, чем самой столице, – это археологическое мужество! А основания для такого вывода все те же: кирпичные сооружения, монеты, керамика, кости.

– Когда определяли возраст Казани, – поясняет Рафаиль Хакимов, – булгарский период был хорошим основанием для датировки, а здесь-то более древний период. Булгарский появляется намного позже.

Особый интерес у участников конференции вызвал вопрос этнической принадлежности жителей древнего поселения. Ученые пришли к выводу, что в основном здесь жили два крупных этноса – тюркский и сарматский, которые существовали несколько сотен лет.

– Есть разные гипотезы о происхождении именьковцев, – говорит историк, – потому что они встречаются во многих местах, вплоть до Украины. А поскольку в Тетюшах они, как основа населения города, уже в шестом веке, мы можем предполагать, что это тюрко-сарматы.

В свою очередь известный европейский ученый-историк, в недавнем прошлом директор Национального музея Венгрии, Фодор Иштван обозначил обоснованность претензий венгров на то, чтобы считать Тетюши их родным городом. Он предположил и доказал на основании “тетюшских” находок, что вслед за именьковцами в седьмом веке здесь в структуре населения появляется угорская линия (или протовенгерская) и население становится более многонациональным. Он сделал и другое открытие: венгры всегда рассматривались как кочевники, а в древнем городе они на протяжении нескольких сотен лет вели оседлую жизнь.

Несомненно, прошедшая в Тетюшах конференция затронула много вопросов, на которые пока не найдено ответов. Главное, что интересы города, его древней истории пересеклись с научными исследованиями, и такое сотрудничество может дать в перспективе хорошие результаты. По мнению археологов, это только первые шаги и для превращения гипотез в истину потребуется еще не один год работы.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще