В школьных бизнес-компаниях все по-настоящему: есть и президент, и вице-президенты по маркетингу, персоналу, связям с общественностью. Вот только продукция их пока не претендует на завоевание мировых рынков. Но это пока. Потому что энергии, креативности и уверенности в собственных силах у юных бизнесменов в избытке. В чем можно было убедиться в среду в актовом зале Торгово-промышленной палаты РТ, где проходила ярмарка IX республиканского конкурса школьных бизнес-компаний.
Специальную иглу, позволяющую создавать особой выделки «петельные» ковры, придумали и воплотили в жизнь девятиклассники из нижнекамской гимназии № 32, объединившиеся в бизнес-компанию «Империя». Рисунки с помощью такой иголки можно вышивать самые разнообразные, а выступающие над тканью основы петли делают коврики объемными, и выглядят они весьма необычно и привлекательно.
— Наши иголки делаются из вторсырья, — делится со мной секретами бизнеса президент школьной компании Марина Логинова. — Медицинский колледж и аптеки отдают нам иглы для капельниц, у которых вышел срок хранения. Но мы не просто перерабатываем их, а еще и расписные деревянные ручки приделываем. А сейчас вот усовершенствовали технологию: создали двойную иглу, с помощью которой можно работать гораздо быстрее.
Своим покупателям начинающие предприниматели дарят еще и возможные рисунки для будущих ковриков. За полгода продали больше двухсот чудо-иголочек, заработали около 10 тысяч рублей. Так что кризис школьному бизнесу не помеха. Между прочим, часть выручки юные бизнесмены потратили на sms-акцию «Дети», которая проходит сейчас в республике.
В планах у ребят — развивать производство дальше, комплектовать подарочные наборы, чтобы к игле и канва для вышивки прилагалась, и специальные пяльцы. А изделия, созданные их иглами, нижнекамские школьники демонстрировали недавно на всероссийской олимпиаде по технологии и завоевали там второе место.
А вот девчонки из компании «Радуга» (село Старые Уруссы Ютазинского района) вяжут обычными крючками. Но тоже очень красиво. Разноцветные тапочки, коврики, игрушки, настенные панно, одежки для кукол… Основные их заказчики — местные детские сады, которые с удовольствием приобретают уютные вязаные изделия по весьма умеренной цене. И садику экономия, и детишкам радость.
Вообще, социальная направленность для детского бизнеса — дело привычное. Вот, например, ребята из компании «Сигнал»
(тоже, кстати, нижнекамцы, из гимназии № 2) наладили производство фликеров — светоотражателей для детских и инвалидных колясок, а также для одежды. Фликеры хорошо видны в свете автомобильных фар, а значит, позволяют избежать аварии на дороге. А юные бугульминцы из гимназии № 7 (компания «ОК») по заказу местного спортивного центра разработали тренажер для отработки ударов в настольном теннисе. Но предложили еще и его усовершенствованный вариант, крепящийся к письменному столу — чтобы можно было, не отходя далеко от рабочего места, устроить себе мини-физзарядку. Как говорится, не только спорта ради, но и здоровья для… Да и спросом их продукция пользуется неплохим — у ребят уже есть заказы на перспективу.
— То, что мы здесь увидели, просто поражает, — признался, пообщавшись с участниками слета, первый заместитель министра образования и науки Данил Мустафин. — Думаю, эти ребята имеют все шансы на успех в дальнейшей жизни. Опыт организации собственного дела станет для этого хорошей базой.
Отметим, что в финальную часть IX республиканского конкурса школьных бизнес-компаний вышли только десять команд. Но претендентов было гораздо больше — строгое жюри в течение всего года отбирало лучших из множества претендентов, присылавших в адрес организаторов свои бизнес-планы. Организаторами выступили республиканское Министерство образования и науки, казанский центр «Достижения молодых» и Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ. Последний выделил 100 тысяч рублей на денежные призы. И практически все финалисты были отмечены в той или иной номинации (призы в зависимости от занятого места составляли от полутора до десяти тысяч рублей). Победный дубль сделали нижнекамцы — «Империя» заняла в конкурсе школьных бизнес-компаний первое место, «Сигнал» — второе. Уруссинские рукодельницы из «Радуги» были признаны лучшей компанией ярмарки, прошедшей в Торгово-промышленной палате.