Не наполнять сосуд, а зажечь факел

Международная научно-практическая конференция «Электронная Казань-2009» проходила в столице Татарстана с 27 по 29 апреля.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Международная научно-практическая конференция «Электронная Казань-2009» проходила в столице Татарстана с 27 по 29 апреля. Ее организаторами выступили Министерство образования и науки РТ, мэрия Казани, Казанский государственный университет, Институт социальных и гуманитарных знаний.

В конференции участвовало более двухсот человек — депутаты Госдумы, представители учебных заведений, деловых кругов, государственные и муниципальные служащие из 25 регионов России и ближнего зарубежья. Почетным гостем форума был доктор Джон Гриффит Ричардс, директор института новейших методов обучения университета города Атабаска (Канада).

Участники форума обсудили весьма актуальные для сегодняшнего дня темы, затрагивающие различные аспекты информатизации современного общества. Говорили и об автоматизации работы исполнительных органов государственной власти (в частности, о разработке и функционировании проекта «Электронное правительство»), и о правовых аспектах глобальной информатизации, и об электронной оптимизации и моделировании бизнес-процессов. Не оставили без внимания и вопросы применения компьютерных технологий в образовании. О проблемах электронного образования мы побеседовали с одним из участников конференции, заместителем председателя Комитета Госдумы по образованию Гаджиметом Сафаралиевым.

— Гаджимет Керимович, в чем, на ваш взгляд, актуальность казанской конференции?

— Выделю несколько моментов. Один связан с электронным способом передачи информации. Дело в том, что мы живем уже в другом мире. Сейчас даже в Думе отходят от стандартного громоздкого бумагооборота, все идет в электрон-ном варианте. Потому что так, во-первых, достигается прозрачность, а во-вторых — это более эффективный, быстрый способ работы. Ведь бумага пока дойдет…

Второй момент связан с тем, насколько эффективно в области информатизации (по всем направлениям) работает Татарстан. Я знакомился с тем, как обстоят по этой части дела у других регионов — в большинстве, честно говоря, увидел потемкинские деревни. А здесь меня удивило то, что вы на самом деле продвинулись достаточно далеко. И это хороший пример для остальных.

И третий актуальный момент, который мы обсуждаем на конференции, — это электронное образование. Без него мы не сможем подготовить людей, которые завтра будут у нас учиться в институтах, работать в лабораториях, на крупных предприятиях. Потому что самое лучшее образование в самом лучшем вузе через три, максимум пять лет устаревает. Его надо постоянно обновлять. Но та система повышения квалификации, которая у нас сегодня действует, когда собирают массу людей, читают им формально лекции, а потом они расходятся, не унося в голове ничего нового, — это, что называется, пустой номер. К тому же еще и затратный. А если организовать обучение через электронную систему, люди в разных регионах смогут в Интернете в режиме онлайн услышать ведущих специалистов в своей области, узнать все самое новое, современное. И, я думаю, конференция даст многим регионам толчок для дальнейшего развития в этом направлении.

— В прошлом году в Казани проходило выездное заседание экспертного совета по электронному обучению и информационным технологиям при Комитете Госдумы по образованию. Говорили о том, что необходимо новое законодательство в этой области, но принятие закона застопорилось. Что-то изменилось с тех пор?

— Ничего не застопорилось, просто тот вариант нового закона, который предлагался, устарел. Самое главное — нужно решить проблему авторского права. Вот человек выступил с лекцией в Интернете, я ее записал и публикую на этой основе свой доклад. Можно ли это делать? Законно ли платить лектору зарплату, если он выступает в Москве, а транслируется лекция на Сибирь?.. То есть система взаимодействия обучающихся и обучаемых, к сожалению, пока не прописана.

— И какая работа сейчас ведется?

— Мы проводим выездные заседания экспертного совета в разных городах России. Хотим пообщаться с образовательной общественностью и спросить: а как им удобно? Какая система для них предпочтительнее? Потому что нельзя, сидя в Москве, в рамках Садового кольца, решать вопросы электронного, дистанционного образования, охватывающего всю страну.

— В вашем докладе на конференции говорилось о том, что государство готово поддерживать вузы, которые будут развивать технологии дистанционного обучения. Эти вузы уже определены?

— Нет, сначала вузы должны нам на конкурсной основе представить свои системы дистанционного электронного образования. А потом конкурсная комиссия будет решать, кто достоин поддержки за счет федерального бюджета.

— А многие высшие учебные заведения у нас развивают это направление?

— В Москве на сегодня этим занимаются примерно шесть-семь государственных вузов. Я считаю, что в этом плане и Казань могла бы выступить лидером. У вас есть прекрасный университет, другие вузы, есть возможность разработать серьезные программы, тем более что идея информатизации общества здесь и на правительственном уровне хорошо воспринимается.

— На сегодняшний день дистанционное образование рассчитано в основном на взрослых людей, тех, кто проходит переобучение, переквалификацию?

— Не обязательно. Надо обучать людей от детского сада до пенсии и даже после нее.

— А как вы оцениваете состояние информатизации школ в России?

— Знаете, в целом неплохо. Школы у нас оснащены хорошими современными компьютерами, причем даже в самой глубинке. Уже нет такого, когда для проформы ставили монитор где-то в сарае… Другой вопрос, что дело не в «железках», а в том, как их использовать. Вот в этом, к сожалению, мы отстаем. А для сельских школ это очень важный момент, потому что Россия — это в основном сельские школы. Как оттуда вытащить новых Ломоносовых? Только через дистанционное образование! Я считаю, что даже в малокомплектных школах, если там есть пять учеников, нужен учитель, который будет с ними работать по программам электронного обучения. Пусть еще и молодых пенсионеров подтягивает, чтобы они тоже обучались по этим программам. Учиться надо всем и постоянно. Иначе мы никуда не продвинемся. Образование через всю жизнь — это самый главный сегодня принцип. И электронное образование — один из способов, который позволяет эффективно его реализовывать.

— Каким, на ваш взгляд, в идеале в ближайшем будущем должно быть у нас соотношение традиционного и электронного образования?

— Думаю, шестьдесят-семьдесят процентов в пользу дистанционного. Обучающийся — это, образно говоря, не сосуд, который надо наполнить знаниями, это факел, который нужно зажечь. Поэтому надо думать о том, чтобы привлечь как можно больше людей к самообразованию, и проще это сделать через дистанционные методы. Кроме того, государство должно создать условия, в которых человеку необходимо было бы самообразовываться, иначе он не будет расти, потеряет работу и так далее… Ведь только совершенствуясь сам, он может совершенствовать и жизнь вокруг. Но и традиционное образование — это та база, без которой не обойтись. Так что и о нем забывать нельзя.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще