Будет хорошо, только не всем

Министр образования и науки России Андрей Фурсенко в ходе своего пятничного визита в Казань посетил два местных университета — технический и технологический.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

information_items_1347368552
Министр образования и науки России Андрей Фурсенко в ходе своего пятничного визита в Казань посетил два местных университета — технический и технологический. Интерес именно к этим вузам не случаен — как мы уже писали, именно они претендуют на получение статуса национального исследовательского университета.

В обоих университетах министру, которого сопровождал его татарстанский коллега Альберт Гильмутдинов, устроили обширную экскурсию, в ходе нее рассказали об истории вузов, презентовали проекты их развития, новые вузовские разработки и показали лаборатории, оснащенные самым современным оборудованием.

В технологическом университете к этой «обязательной программе» добавились также встреча со студентами и участие в заседании республиканского Совета ректоров.

Лучше меньше, да лучше

Студентов, собравшихся в актовом зале корпуса «Б» технологического университета, заранее предупредили о двух вещах: нельзя стоять в проходах и не надо терзать Андрея Фурсенко слишком большим количеством вопросов — у него не очень много времени. Выполнить первое условие не удалось: желающих пообщаться с министром оказалось больше, чем мест в зале. За соблюдением второго условия лично проследил ректор КГТУ Герман Дьяконов, в «час икс» обратившийся к студентам, усердно тянущим руки, чтобы задать свой вопрос: «Ну вы же хотите, чтобы Андрей Александрович успел познакомиться с нашим вузом»…

Между тем вопросы ученая молодежь задавала весьма серьезные. Например: как в ближайшей перспективе планируется развивать высшее образование в стране, на что будет делаться акцент?

Главная задача, пояснил Андрей Фурсенко, — это сделать выпускников вузов востребованными.

— У нас ведь сегодня почти половина выпускников идет работать не по специальности, — посетовал министр. — Почему я считаю правильной двухуровневую систему высшего образования? Сегодня заказчики — бизнес, промышленность — не могут прогнозировать, какие специалисты им понадобятся через пять-шесть лет. А на два года вперед это сделать проще. Поэтому пусть студент на первом этапе получит фундаментальное образование, а уже потом определяется, на чем ему дальше специализироваться.

Еще одна задача российского высшего образования — стать ближе к практике. По словам Андрея Фурсенко, сейчас обсуждается возможность частичного возвращения принципов втузовского образования, когда обучающиеся могли больше времени уделять непосредственной работе на производстве. Предполагается внедрить и систему так называемых стажеров-исследователей — чтобы человек мог устроиться на работу не на постоянной основе, а на 1-2 года, дабы понять, правильный ли выбор он сделал.

— Вообще, в недалеком будущем у нас, наверное, вузов будет меньше, но это будут вузы более высокого качества, — поделился министр своим видением ситуации со студентами (чуть позже он пояснил, что во многом это будет связано еще и с демографическим кризисом — еще три года назад российские школы окончили 1 миллион 300 тысяч детей, в этом году выпускников будет на 400 тысяч меньше, а еще через три года эта цифра упадет до 700 тысяч человек).

Студенты же продолжали задавать вопросы исходя из профиля своего образования. Будущий специалист в области логистики поинтересовалась — как в России проходит управление студенческими потоками?

— В России всеми потоками не очень хорошо управляют, в том числе денежными, — грустно заметил на это министр. — Что касается студентов, то у нас демократическая страна, и молодые люди вправе сами выбирать, куда им идти учиться. Кстати, в этом году у нас на тысячу выпускников школ будет четыреста двадцать бюджетных вузовских мест (а в СССР было сто восемьдесят). И это правильно, образование должно быть в основном бесплатным. Но мы, в свою очередь, определяем, за что государство готово платить. Потому что у нас в 2015 году только один из трех выпускников-экономистов сможет найти себе работу. Поэтому мы будем перераспределять бюджетные места в пользу тех направлений, которые будут наиболее востребованы в ближайшем будущем.

Эти направления министр тут же и обозначил: информационные технологии, транспорт, экология, логистика, операционный менеджмент (сервисное обеспечение различных инфраструктурных проектов).

— Я бы посоветовал молодежи учитывать наше мнение в этом вопросе, — заметил Андрей Фурсенко.

Молодежь между тем оказалась хозяйственной и поинтересовалась у министра — достанется ли технологическому университету после Универсиады-2013 что-нибудь из спортивных объектов, построенных по этому случаю?

— Насколько я понимаю, все эти объекты перейдут затем в распоряжение университетского кластера Казани, — пояснил министр. — Что конкретно достанется какому вузу — сказать не могу, но, думаю, от того, что в городе появится спортивная инфраструктура принципиально нового уровня, хорошо будет всем.

Об ответственности и равных возможностях

Чуть позже своим видением ситуации — как в образовании, так и в целом в стране — Андрей Фурсенко поделился с членами республиканского Совета ректоров. И начал он с того, с чего сегодня начинают чуть ли не все и не везде. С кризиса. Но подошел к теме с неожиданной стороны:

— Ситуация очень сложная, и, думаю, значительная часть людей до конца еще не понимает, куда мы попали. Это не экономический кризис. Это просто прорвало в тонком месте. Если бы не было ипотеки в США, нашлось бы что-нибудь другое. Это кризис морально-нравственный. Люди утратили чувство ответственности.

Свою мысль Андрей Фурсенко проиллюстрировал примерами из родной ему сферы образования:

— В последние годы высшая школа брала на учебу всех, кто мог в графе «подпись» поставить крестик. Я отдаю должное Татарстану, где довольно жестко разобрались с многочисленными филиалами и представительствами. Но вы единственные, кто это сделал. А ведь что происходит? В советское время в вузы шло менее двадцати процентов выпускников. И до двадцати процентов от них отчислялось в ходе учебы. Сейчас идет восемьдесят процентов. При том что действительно хотят учиться около тридцати процентов. Безответственны студенты, преподаватели, школьные учителя. Раньше учитель за каждую оценку отвечал. Сейчас ученики, имеющие «пятерку» по математике в классном журнале, сдают ЕГЭ по математике на «двойку». А выпускники юридических и экономических факультетов, не имеющие за своими дипломами нормальных знаний, работать меньше чем за тысячу долларов не хотят. И то же самое происходит во всем мире. В этом смысле мы наконец-то стали частью мировой экономики. Но в рамках такого подхода избежать кризиса было нельзя. Я не призываю вас немедленно обсудить эти вопросы, но пока мы не осознаем, что объективная реальность такова, ничего не изменится.

Хотя, несколько обнадежил затем ректоров Андрей Фурсенко, государство не даст образованию в кризис пропасть — поддержит материально. Но все же речь идет не о сохранении равномерного распределения бюджетов вузов. Потому что если давать всем понемногу на «поддержание штанов», сократив программы развития, то в ближайшем будущем образование ждет тупик. Поэтому будут выбраны приоритетные направления, на которых нужно сегодня концентрировать усилия.

— А входит ли в число таких приоритетных направлений строительство вузовских общежитий? — поинтересовался ректор КГТУ (КАИ) Юрий Гортышов. Вопрос был задан не случайно: технический университет выиграл грант, но финансирование на капитальное строительство пока отложено. Надеяться ли вузу в будущем на эти деньги или забыть о них?

— Да, «капиталку» мы пока заморозили, — согласился Андрей Фурсенко. — Хотя, если мы хотим, чтобы дети учились там, где им действительно интересно, а не там, где ближе к дому, общежития надо строить. Давайте будем считать, что эти проекты отложены. Хотя и на длительное время.

Тяжелый, по признанию министра, вопрос задала ему ректор Академии управления «ТИСБИ» Нэлла Прусс. В этом негосударственном вузе обучается 300 студентов-инвалидов. Какое-то время республика помогала вузу финансово решать эту социально важную задачу. Но вот уже два года академия учит людей с ограниченными возможностями за собственные деньги. А это, понятное дело, недешево. Можно ли как-то решить этот вопрос на государственном уровне?

— На сегодняшний день я вам прямого ответа на это дать не могу, — честно признался министр. — Но эту проблему для себя зафиксирую. Пока же могу сказать, что сейчас готовится новый интегрированный закон в области образования, и мы надеемся там закрепить за негосударственными вузами право участвовать в конкурсе на обучение студентов за счет бюджета. Если мы предъявляем к негосударственным вузам те же требования, что и к государственным — например, заставляем их принимать студентов исключительно по результатам ЕГЭ, — то мы должны дать им и равные с другими вузами возможности.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще