В рассказе моего любимого писателя Фазиля Искандера “Защита Чика” учитель русского языка Акакий Македонович, которого ученики называли Закидоновичем, правила грамматики втолковывал своим подопечным с помощью стихов собственного сочинения. Вот как он раскрывал тему “Частица “не” с наречиями на -о”:
Как писать частицу “не”
В нашей солнечной стране?
То ли вместе, то ли врозь?!
Не надеясь на авось,
Вы поймёте из примера,
Нужного для пионера,
НЕКРАСИВО жить без цели,
Это так, но в самом деле
НЕ КРАСИВО, а ужасно
Жить без цели, жить напрасно.
И теперь любому ясно,
Как писать частицу “не”
В нашей солнечной стране.
Школьники зубрили правила по учебнику, но учительские “перлы” всё равно приходилось заучивать.
А ведь учитель нашёл хорошую форму донесения основ русского языка до детей, хотя достоинство стихов, конечно, ещё то… Из-за этого и произошёл у него конфликт с героем повествования Чиком. Почитайте, очень смешной рассказ. И вообще советую поближе познакомиться с творчеством Фазиля Искандера.
По своему опыту знаю, что правила в стихах запоминаются лучше. Так, в школе заучивала название островов Японии в таком порядке: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. И Окинава. До сих пор помню.
Из школьного курса вы знаете, что глаголы на -ать,
-ять, -еть, -оть относятся к первому спряжению: дремать (дремлю, дремлешь, дремлет, дремлем, дремлете, дремлют), таять (тают), краснеть, бороться (борются). В большинстве окончаний (кроме первого лица единственного числа) они имеют гласную “е”, а третье лицо множественного числа у них оканчивается на -ут, -ют. Но затесались в их компанию одиннадцать глаголов – четыре на
-ать и семь на -еть, которые изменяются по второму спряжению. Они имеют в окончаниях букву “и”, а в третьем лице множественного числа у них окончания -ат, -ят. Например: дышу, дышишь, дышит, дышим, дышите, дышат; обижу, обидишь, обидит, обидим, обидите, обидят.
Когда-то я запомнила глаголы-исключения в такой цепочке: гнать, держать, слышать, дышать, видеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, вертеть, терпеть, зависеть.
Указанные глаголы легко запомнить и в такой стихотворной форме:
Гнать, держать, дышать,
зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
Да ещё терпеть, вертеть,
Ненавидеть и смотреть.
Хочется, как тот абхазский учитель, посоветовать: приучайте детей учить стихи (ну и читать прозу, разумеется), и грамотность ваших наследников повысится.
До встречи!
(Телефон автора: 562-10-80).