Гнать, держать, дышать, зависеть…

В рассказе моего любимого писателя Фазиля Искандера “Защита Чика” учитель русского языка Акакий Македонович, которого ученики называли Закидоновичем, правила грамматики втолковывал своим подопечным с помощью стихов собственного сочинения.

Автор статьи: Ольга ЯНКИНА

В рассказе моего любимого писателя Фазиля Искандера “Защита Чика” учитель русского языка Акакий Македонович, которого ученики называли Закидоновичем, правила грамматики втолковывал своим подопечным с помощью стихов собственного сочинения. Вот как он раскрывал тему “Частица “не” с наречиями на -о”:

Как писать частицу “не”

В нашей солнечной стране?

То ли вместе, то ли врозь?!

Не надеясь на авось,

Вы поймёте из примера,

Нужного для пионера,

НЕКРАСИВО жить без цели,

Это так, но в самом деле

НЕ КРАСИВО, а ужасно

Жить без цели, жить напрасно.

И теперь любому ясно,

Как писать частицу “не”

В нашей солнечной стране.

Школьники зубрили правила по учебнику, но учительские “перлы” всё равно приходилось заучивать.

А ведь учитель нашёл хорошую форму донесения основ русского языка до детей, хотя достоинство стихов, конечно, ещё то… Из-за этого и произошёл у него конфликт с героем повествования Чиком. Почитайте, очень смешной рассказ. И вообще советую поближе познакомиться с творчеством Фазиля Искандера.

По своему опыту знаю, что правила в стихах запоминаются лучше. Так, в школе заучивала название островов Японии в таком порядке: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. И Окинава. До сих пор помню.

Из школьного курса вы знаете, что глаголы на -ать,

-ять, -еть, -оть относятся к первому спряжению: дремать (дремлю, дремлешь, дремлет, дремлем, дремлете, дремлют), таять (тают), краснеть, бороться (борются). В большинстве окончаний (кроме первого лица единственного числа) они имеют гласную “е”, а третье лицо множественного числа у них оканчивается на -ут, -ют. Но затесались в их компанию одиннадцать глаголов – четыре на

-ать и семь на -еть, которые изменяются по второму спряжению. Они имеют в окончаниях букву “и”, а в третьем лице множественного числа у них окончания -ат, -ят. Например: дышу, дышишь, дышит, дышим, дышите, дышат; обижу, обидишь, обидит, обидим, обидите, обидят.

Когда-то я запомнила глаголы-исключения в такой цепочке: гнать, держать, слышать, дышать, видеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, вертеть, терпеть, зависеть.

Указанные глаголы легко запомнить и в такой стихотворной форме:

Гнать, держать, дышать,

зависеть,

Видеть, слышать и обидеть,

Да ещё терпеть, вертеть,

Ненавидеть и смотреть.

Хочется, как тот абхазский учитель, посоветовать: приучайте детей учить стихи (ну и читать прозу, разумеется), и грамотность ваших наследников повысится.

До встречи!

(Телефон автора: 562-10-80).

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще