Новую систему подготовки студентов высшей школы – полипрофессиональную проектную подготовку кадров – предлагают внедрить в Татарстане специалисты Казанского государственного технического университета имени Туполева. С новшеством уже ознакомились в Правительстве республики и посчитали его вполне перспективным.
Опыт защиты дипломных проектов, подготовленных полипрофессиональной группой, в республике уже есть – в прошлом году в Зеленодольском филиале КГТУ (КАИ) получили дипломы о высшем образовании две такие группы, разрабатывавшие конкретные проекты по заданию Зеленодольского завода имени Горького. Пятеро выпускников работали над производством элеваторов для нефтегазовой промышленности, еще пятеро предложили проект механического участка по изготовлению корпуса гидравлической коробки для той же нефтегазовой промышленности. В составе каждой группы были и конструкторы, и технологи, и экономисты, каждый имел свой участок работы, у каждого была своя глава в общем толстом дипломном проекте.
– Сегодня университеты и предприятия в основном действуют, можно сказать, в параллельных плоскостях, поэтому спрос на рынке труда не соответствует предложению на рынке образования, – говорит один из “идеологов” новой системы, член-корреспондент АН РТ, проректор КГТУ (КАИ) по учебной работе Газиз Мингалеев. – При полипрофессиональной подготовке во главу угла ставится конкретный проект, востребованный тем или иным предприятием. Помимо всего прочего, это еще и способ закрепить студентов за данными предприятиями. Молодые люди будут заинтересованы пойти туда работать, потому что они, выполняя проекты, уже четко видят, чем именно они будут заниматься, каковы перспективы их карьеры, профессионального роста. К тому же студентов, прошедших через работу над конкретными промышленными заказами, потом на производстве не придется заново переучивать, как это сейчас нередко происходит.
Кстати, в КГТУ уже поступили новые заказы от ряда предприятий. Например, КАПО предлагает студентам разработать схему грамотной организации участков токарно-фрезерных операций. Казанская компания “МВЕН” подала заявку на разработку проекта четырехместного самолета. Интерес проявила даже одна из страховых компаний города – предлагает будущим информатикам рассчитывать страховые риски.
В чем еще достоинство новой системы? У нас часто “технари” работают над проектами, совершенно не учитывая их экономическую целесообразность, а отсутствие грамотного менеджмента тормозит внедрение самых прогрессивных установок. Когда же в одной связке работают и конструкторы, и технологи, и маркетологи, и экономисты, это позволяет учесть все необходимые нюансы.
При этом, считает Газиз Мингалеев, в полипрофессиональную группу могут входить не только “технари” и экономисты. Скажем, в техническом университете есть “непрофильный” гуманитарный факультет, выпускающий в том числе и специалистов по связям с общественностью. Почему бы не привлечь их к работе над промышленными проектами, обеспечив тем самым грамотный пиар разработки? Более того, многопрофильные группы можно составлять из студентов как одного, так и разных вузов. Уже сегодня договор о сотрудничестве в подготовке полипрофессиональных кадров подписали четыре инженерных университета Казани – технический, технологический, энергетический и архитектурно-строительный.
Принципы новой системы подготовки кадров Газиз Мингалеев изложил на недавнем заседании президиума Академии наук Татарстана. Его доклад вызвал у ученых мужей немало вопросов.
– Не будем ли мы таким образом готовить чересчур узких специалистов? – поделился опасениями президент АН РТ Ахмет Мазгаров. – Ведь получается, что каждый член группы будет знать только свой участок работы, и это может помешать его дальнейшему профессиональному росту.
– Напротив, опыт взаимодействия со специалистами смежных профессий поможет молодым в будущем быстрее адаптироваться к условиям реального производства, – ответил на это Мингалеев.
Ряд ученых заинтересовал вопрос: как будет сочетаться новая система с существующими учебными планами в вузах? Ведь они не предусматривают проектную работу в группах. Такая проблема есть, согласился Газиз Мингалеев. Поэтому новшество проще всего сначала внедрить в магистратуре, здесь подготовка специалистов осуществляется по более гибкой системе. Хотя, если полипрофессиональные группы себя хорошо зарекомендуют, можно внедрять их и на более ранних стадиях обучения – пусть даже и нарушая стандартные учебные планы.
Конец сомнениям положил первый заместитель Премьер-министра, член президиума АН РТ Равиль Муратов.
– Конечно, предлагаемая система – не панацея от всех проблем, которые сегодня есть в образовании, но дело это нужное, потому что подобные группы решают актуальные прикладные задачи. Польза от такой работы неоспорима, и Правительство обязательно будет поддерживать это новшество.