Российское Министерство образования обнародовало перечень вступительных испытаний в вузы на 2009 год. Этот документ поверг выпускников нынешнего года и их родителей в полное уныние.
Еще в прошлом году поступить в вуз можно было, сдав три (а кое на какие специальности и вовсе два) ЕГЭ. Нынче, когда единый госэкзамен перешел из эксперимента в штатный режим, на каждую специальность (за исключением тех, где предполагается отдельный творческий конкурс) утвержден список из четырех необходимых экзаменов в форме ЕГЭ. При этом гуманитариям и будущим медикам придется тяжелее, чем “технарям”, потому что если у последних ЕГЭ по русскому языку (как известно, русский и математику сдают в форме ЕГЭ все без исключения школьники) включен в список тех самых четырех обязательных испытаний, то при поступлении на гуманитарные и медицинские специальности математику для аттестата все равно придется сдавать – пятым экзаменом.
Что же до остальных четырех, то практически на всех гуманитарных специальностях добавился ЕГЭ по иностранному языку. Преподаватели-“иностранцы”, к которым кинулись родители с просьбой “порепетировать”, хватаются за голову. Многие заниматься отказываются – говорят, уже поздно. Вузовские педагоги поясняют: ЕГЭ по английскому, например, по уровню сложности приближается к Toefl – международному экзамену на знание английского языка как иностранного, его сдает каждый, кто собирается учиться или работать в англоязычных странах. Но ведь далеко не все наши выпускники собираются в ближайшее время уехать за границу, между тем на освоение иностранного на требуемом уровне им осталось меньше пяти месяцев…
Или, скажем, филологи. А также журналисты. Им придется теперь сдавать ЕГЭ по литературе. Это вроде бы не иностранный. Но от того не легче. Вот только один пример из демоверсии этого экзамена. Приводится отрывок из пушкинской “Капитанской дочки”. Первый вопрос: “Как называется глава, из которой приведен отрывок?” Согласитесь, вряд ли знание названий всех глав “Капитанской дочки” свидетельствует об умении ребенка разбираться в особенностях литературного процесса XIX века. Между тем ЕГЭ по литературе, как следует из критериев оценки, предполагает обильное цитирование классиков. А это значит, в оставшееся до экзаменов время детям, и без того перегруженным донельзя, надо постараться заново перечитать всю школьную программу. Кстати, еще одна “фишка” составителей тестов – в критериях упоминается, что ребенок должен уметь оперировать литературоведческими терминами, которые в школе практически не разбираются…
Уже упоминавшимся потенциальным абитуриентам медицинских вузов, кроме химии и биологии, придется теперь сдавать физику. Тем же, кто собирался на физический, математический или географический факультеты, добавили информатику. Биологам “подкинули” химию. Перечислять можно и дальше. Суть одна: все это не самые простые дисциплины, даже если сдавать их не в форме ЕГЭ. На подготовку же, напомним, осталось чуть больше четырех месяцев.
Заметим, что Министерство образования уже не в первый раз меняет правила по ходу игры. В прошлом году о том, что ЕГЭ по математике в обязательном порядке придется сдавать всем, школьники узнали весной, за пару месяцев до экзамена. Результат известен: треть выпускников получили по этому предмету неудовлетворительную отметку. Что будет в этом году, предсказать не решается никто.
При этом проще всего сказать: раз, мол, в школе 10 лет учились, то должны без проблем все сдать! Но побойтесь Бога – все мы знаем, как в среднем учат в сегодняшней школе. И это, право же, не вина детей, что на обычных уроках им не дают тех знаний, которые потом потребуются, чтобы хорошо сдать ЕГЭ. К экзамену, и это сегодня тоже понимают все, надо готовиться отдельно и долго, желательно – с 10-го класса, а то и раньше. Поэтому те, кто нацелен на вуз, уже давно занимаются с репетиторами. Появление нового экзамена означает для детей дополнительную нагрузку с сомнительным результатом (а ведь когда ЕГЭ вводили, говорили, что хотят в числе прочего снять со школьников лишний стресс, связанный с двойным испытанием – выпускными экзаменами в школе и вступительными в вузе). Для родителей же это – дополнительные расходы, и немаленькие (одно занятие, например, с вузовским педагогом стоит в Казани 500-600 рублей).
Можно предположить, что новыми правилами игры государство хочет добиться того, чтобы как можно больше детей пошли в техникумы и ПТУ получать те самые рабочие специальности, потребность в которых до последнего времени была так высока. Хотя сегодня, когда стране грозит массовая безработица, особого смысла в этом нет – недаром на последней коллегии татарстанского Министерства образования и науки говорили о том, что пусть лучше как можно больше детей учится, пока не стабилизируется ситуация на рынке труда.
Есть еще одна возможная цель – обеспечить набор в армию (поэтому особенно паникуют родители мальчиков). Ну и, наконец, находят подтверждение упорные слухи о том, что Россия готовится значительно сокращать число вузов. В татарстанских вузах, например, число мест уже в прошлом году превышало число выпускников. А нынче, напомним, одиннадцатиклассников по сравнению с прошлым годом стало значительно меньше (по Татарстану – почти на 4,5 тысячи). И появление в списке экзаменов новых предметов для вузов может обернуться серьезным недобором. С вытекающими в перспективе последствиями.
Вообще, странная получается ситуация. Что, России уже не нужны умные люди, не важен общий уровень культуры в обществе? Вот в Сирии, например, недавно было принято решение давать всем девочкам высшее образование. Потому что там считают, что только образованная мама может воспитать талантливого ребенка. Судя по тому, на каком подъеме сегодня находятся образование и наука в других азиатских странах – Сингапуре, Индии, Китае – там тоже осознали ценность и необходимость образования. У нас же в это время собираются сокращать вузы и делают все возможное, чтобы туда пошло как можно меньше детей.
Кстати, детей в этой ситуации жалко больше всего. Понятно, что у кого есть финансовая возможность – тот пойдет учиться на коммерческой основе. Но многие из тех, кто претендовал нынче на поступление в вуз, рискуют остаться за его бортом. Сами выпускники сегодня между собой шутят: “Если мы когда-нибудь будем работать в Министерстве образования, то перечень вступительных экзаменов в вузы будем объявлять за месяц, а то вдруг успеют подготовиться”. Такой вот грустный детский юмор.