Шанс сохранить национальное образование

Проблему сохранения национально-регионального компонента в образовательном стандарте обсудят в предстоящий вторник в Казани на всероссийском уровне.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ




Проблему сохранения национально-регионального компонента в образовательном стандарте обсудят в предстоящий вторник в Казани на всероссийском уровне. В стенах Госсовета республики пройдет совместное совещание Министерства образования и науки России, Комитетов Госдумы РФ по образованию и делам национальностей с участием руководителей законодательных органов и министров образования двадцати национальных республик, в которых наряду с русским языком статус государственного имеют национальные языки. Ожидается, что в совещании примут участие Президент Минтимер Шаймиев, глава российского Минобрнауки Андрей Фурсенко, члены Совета Федерации и депутаты Госдумы и Госсовета РТ.

О целях и задачах предстоящего форума нашему корреспонденту рассказал один из его организаторов — председатель Комитета Госсовета Татарстана по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев:

— На встрече будут обсуждаться возможные негативные последствия вступления в силу Федерального закона № 309, которым национально-региональный компонент исключен из государственного образовательного стандарта, — отметил он. — Закон подписан главой государства и должен вступить в силу в сентябре будущего года, но у нас еще есть возможность поправить его наиболее спорные и неприемлемые, на наш взгляд, положения. Уверенность в том, что вопрос удастся решить положительно, в своем недавнем Послании Госсовету Татарстана выразил Президент Минтимер Шаймиев.

Напомню, что впервые данную проблему Госсовет Татарстана обсуждал в сентябре прошлого года. Депутаты выразили тревогу в связи с ситуацией в сфере национального образования. Мы констатировали, в частности, что с 2004 года в субъектах Российской Федерации идет уменьшение количества школ с татарским этнокультурным компонентом. Сейчас их 1250 — на шестьсот меньше, чем было еще недавно. Год от года сокращается и возможность сдавать аналог ЕГЭ на татарском языке — ЕРЭ (единый республиканский экзамен). А это ставит в неравное положение выпускников национальных школ.

Между тем в рамках регионального компонента, ранее составлявшего четверть всего объема передаваемых школьникам знаний, в школах полноценно изучались татарский и другие языки и родная литература, история татарского и других народов, краеведение, география Татарстана. Развитие национального образования отвечало духу времени, служило подтверждением реального федерализма российского государства и гарантом сохранения культуры и традиций народов страны, а по большому счету — выживания этих народов.

По итогам обмена мнениями Госсоветом было принято обращение к законодательным органам субъектов Федерации

с предложением поддержать нашу позицию. Отрадно, что Татарстан поддержали не только национальные республики, но и целый ряд российских областей, а также многие общественные и национальные организации. Эта правовая активность увенчалась конкретным результатом — татарстанскими законодателями был разработан законопроект о внесении изменений в 309-й закон, которые, на наш взгляд, сняли бы напряженность в данной сфере. К слову, ту же позицию мы заняли и в отношении федерального закона о вузовском и послевузовском профессиональном образовании, где пренебрежение региональной спецификой не менее губительно.

Подчеркну, что в своей деятельности по защите национальных интересов в сфере образования депутаты исходили из трех базовых положений. Во-первых, это Конституция России, статья 68-я которой гарантирует свободное развитие языков ее народов. Во-вторых, мы отталкивались и от статьи 72-й Конституции РФ, которая относит общие вопросы образования к сфере совместного ведения. Наконец, в 2004 году Конституционный суд России признал, что норма республиканского закона «Об образовании» о преподавании

государственных русского и татарского языков в равном объеме не противоречит российскому законодательству.

Однако, как это ни прискорбно, представленные нами предложения не были приняты во внимание. Более того, вскоре из Москвы мы получили четыре проекта базисного учебного плана. Два из них вообще не предусматривали преподавание родных языков в школах, а два других не могли устроить нас по принципиальным соображениям.

Президент Минтимер Шаймиев счел нужным вмешаться в ситуацию. Он обратился по данному вопросу к Президенту России Дмитрию Медведеву и Председателю Правительства Владимиру Путину. Плодом переговоров стало приглашение министру образования и науки России Андрею Фурсенко приехать в Казань и проведение специального совещания с участием депутатов Госдумы, Совета Федерации и представителей национальных республик России.

Как известно, российский министр побывал в Татарстане во время ежегодной августовской конференции педагогов. Если помните, на ней он пообещал, что устраивающее всех решение вопроса о национальном компоненте обязательно будет найдено. Со своей стороны, Президент Татарстана подчеркнул, что национальные республики осознают ответственность за качество образования школьников на общероссийском уровне. Результаты ЕГЭ, по его словам, здесь показательны. Так, в Татарстане результаты единого госэкзамена по русскому языку сопоставимы со среднероссийскими даже с учетом выделения учебного времени на татарский язык.

С участием Андрея Фурсенко состоялся обстоятельный разговор, во время которого было принято решение продолжить поиск взаимоприемлемых решений. Предстоящее совещание — одна из таких попыток сблизить общие позиции. И я надеюсь, это удастся. Мы считаем, что данную проблему можно решить только путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации. Республика будет твердо отстаивать свою позицию.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще