Татарстан в числе 14 регионов России стал апробационной площадкой федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. В течение октября ведущие педагоги республики, руководители учреждений образования разного уровня, а также родители изучали документы, подготовленные несколькими творческими группами специалистов по заказу Российской академии образования, и вносили туда свои исправления и дополнения.
Действующие сегодня в России государственные образовательные стандарты общего образования, условно называемые стандартами первого поколения, как рассказал нам научный руководитель Регионального центра апробации ФГОС при Институте развития образования РТ Владимир Пискарев, преследуют цель дать детям как можно больше знаний. В итоге получаем огромную перегрузку школьников. К тому же в сегодняшних стандартах не учитываются такие немаловажные факторы, как, например, ресурсы, условия образования (кадровые, материально-технические, финансово-экономические). То есть требования к качеству образовательного процесса большие, а обеспечение этого процесса не оговаривается.
Новые же стандарты ставят целью не просто передавать ребенку знания, а развивать его, научить учиться. Предметом оценки становится такой результат образования, как личностное развитие ученика. Само же образование должно при этом получить практическую ориентацию.
— Мы должны преодолеть старую болезнь отечественной школы, — поясняет Владимир Пискарев, — когда она давала фундаментальные знания, но они были мало применимы в жизни, да и опыт их применения не формировался.
Сами стандарты состоят из трех компонентов. Первый — это требования к структуре образовательных программ; здесь, в частности, речь идет о содержании образования, расписываются базисные учебные планы, оговаривается количество часов на тот или иной предмет. Следующий компонент — требования к результатам: что школа должна обеспечить «на выходе». И, наконец, третья составляющая — это требования к условиям реализации основных образовательных программ.
Обратим внимание на последний компонент: раньше, как мы уже говорили, ресурсное обеспечение находилось вне пределов стандартизации. Получался, скажем так, дом без прочного фундамента, без надежных несущих конструкций. Теперь же приходит понимание того, что электронные образовательные ресурсы, учебники-навигаторы, а также такие «второстепенные» вещи, как уют и комфорт школьных помещений, и многое, многое другое — это не капризы педагогов и родителей, а необходимое условие качественного образования, закрепленное в стандарте и имеющее финансовое подкрепление.
Оговариваются в стандартах и требования к педагогам. Так, применительно к начальной школе закладывается норма, согласно которой возрастет процент учителей с высшим образованием.
Татарстан не случайно был выбран для апробации новшества. У нашего региона заслуженный имидж одного из самых «продвинутых» образовательных центров России с ориентацией на инновационные методы педагогики. В республике сегодня действует 17 апробационных площадок, в качестве экспертов выступают представители более десятка школ, а также Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, Казанского и Арского педколледжей. К экспертизе документов привлекли и родителей: новые стандарты, поясняет директор Регионального центра апробации, должны быть результатом общественного договора, в их выработке участвуют все заинтересованные стороны.
— Наша задача — провести своего рода общественный совет, выявить и учесть все мнения, которые легли бы в основу работы по совершенствованию предложенных для обсуждения документов, — говорит Владимир Пискарев.
Апробацию, как уже было сказано, пока проходят стандарты начального образования. На будущий год эксперты рассмотрят документы по основной (девятилетней) школе, а к 2010 году планируется законодательно ввести новые стандарты в действие. Хотя, отмечает Владимир Пискарев, эти сроки уже сдвигались — очень уж работа масштабная и ответственная. К тому же никто не может дать гарантий, что все показатели, закладываемые в стандарт, найдут отражение в конечном документе, принимаемом на государственном уровне. Хотя современная школа требует совершенно новых подходов, в том числе в отношении полноценного ресурсного (читай — финансового) обеспечения, нельзя забывать, что этот вопрос всегда был самым тяжелым для нашего образования. Тут необходим, считает Владимир Пискарев, определенный переворот в образовательном сознании российских управленцев. Только в этом случае введение федерального государственного стандарта общего образования приведет к результатам, на которые рассчитывают семья, общество и государство.