Язык – ключ к постижению мира

За окном сентябрь, в школах и вузах после праздничной суматохи первых дней воцарилась рабочая обстановка: идут уроки и лекции — новый учебный год вступил в свои права.

Автор статьи: Шамиль МУЛАЯНОВ

information_items_1347368534



За окном сентябрь, в школах и вузах после праздничной суматохи первых дней воцарилась рабочая обстановка: идут уроки и лекции — новый учебный год вступил в свои права. С его началом связываем свои новые ожидания и надежды на перемены к лучшему. Они ассоциируются с внедрением в процесс образования современных технологий, переходом на кластерный принцип, реорганизацией высшего образования…

Насколько реальны эти надежды? Чем вызвано стремление реформировать высшее образование — потребностью времени или желанием копировать западные образцы? Об этом, и не только, мы попросили высказаться академика и вице-президента Академии наук Татарстана, заведующего кафедрой Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета доктора филологических наук Рузаля Юсупова.

— Рузаль Абдуллазянович, как вы относитесь к введению в систему нашего высшего образования двухступенчатого обучения — бакалавриата и магистратуры? Оправдает ли оно себя? Спрашиваю вас об этом, памятуя, что вы более полутора десятков лет были ректором Казанского педуниверситета.

— На мой взгляд, идея обучения по двухступенчатой системе у нас до конца не продумана, механически переносится с Запада и вряд ли удачно впишется в нашу практику. У них своя устоявшаяся система образования, у нас своя, и они далеко не во всем совместимы. Сужу со своей, так сказать, колокольни — педагогической. В нашей стране успешно функционирует апробированная многими десятилетиями и оправдавшая себя система среднего специального и высшего образования. При ней человек, окончивший педагогический колледж или училище, в состоянии эффективно трудиться в качестве преподавателя школы до 9-го класса, а педагог с высшим образованием, имеющий статус специалиста, вполне успешно справляется с обязанностями учителя-педагога во всех классах общеобразовательной школы. Что же касается двухступенчатого обучения — время покажет. Но пока у нас в органах образования даже не предусмотрена должность бакалавра с соответствующей заработной платой.

— Министр образования Российской Федерации выступил с инициативой создания элитных вузов. По одной из версий предполагается существование полусотни вузов с федеральным статусом, помимо нескольких крупнейших общефедеральных университетов. В этой связи какими видятся вам судьба и перспективы нашего педагогического университета?

— Наш новый молодой ректор профессор Радиф Рифкатович Замалетдинов с одобрения Правительства Татарстана прорабатывает идею создания на базе ТГГПУ образовательного кластера, который, как предполагается, объединит три педагогических вуза, все педагогические колледжи и училища нашей республики, институты развития образования Казани и Набережных Челнов. Идея, естественно, заманчивая, однако конкретные пути и способы организации этого комплекса пока трудно представить, потому предпочту не фантазировать на эту тему.

Меня больше привлекает другая инициатива нашего ректора — превращение Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета в республиканский центр развития языковой культуры. Вот этот проект, несомненно, представляет интерес, имеет большое значение для нашей республики, и я вижу конкретные пути его осуществления. Естественно, при наличии соответствующего финансирования республикой.

— Зная, что вы всю свою жизнь занимаетесь языковедением, могу понять вашу заинтересованность в этом проекте. В чем вам видится цель и предназначение этого центра?

— В нашей республике остро ощущается дефицит кадров, в совершенстве владеющих татарским, русским и иностранным языками. Помните, именно об этом не раз в последнее время с трибун различных совещаний говорил наш Президент Минтимер Шарипович Шаймиев? Как специалист в этой сфере с полным на то основанием добавлю: качество владения большинством жителей Татарстана своим родным литературным языком — татарским или русским — оставляет желать лучшего. Имеется в виду владение языком не в той лишь степени, чтобы можно было объясняться и общаться между собой, а знание и владение языками на уровне, приличествующем образованному обществу, то есть высокая культура речи.

Еще хуже положение со знанием английского. Мы живем в такое коммуникабельное время, когда каждый образованный человек должен владеть хотя бы одним из иностранных языков для общения с остальным миром, чаще всего, как требует практика, английским. Следовательно, необходимо принять кардинальные меры по организации массового обучения населения английскому языку, а также повышению общей языковой грамотности. Как мне видится, эта работа должна вестись широким фронтом во главе с Правительством Татарстана, а застрельщиком и ответственным в этом деле сам бог велел быть нашему вузу, имеющему огромный опыт подготовки учителей-словесников.

— Идея, как мне представляется, сколь заманчивая, столь и сложная. Как вам видится механизм ее воплощения в жизнь?

— У нас есть все необходимое для этого: факультеты татарской и русской филологии, иностранных и восточных языков, наш вуз располагает многими лингвистическими кафедрами и, следовательно, специалистами-педагогами по данным языкам. Учрежден и работает совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальности «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание».

Мы сейчас заняты разработкой программы «Развитие языковой культуры населения республики», которой наметим конкретные пути и механизм реализации языковой подготовки своих студентов, а также широких слоев населения. Разумеется, к решению этой задачи должны быть привлечены и все другие высшие и средние филологические учебные заведения. Мы рассчитываем на широкую поддержку в этом деле Правительства и местных органов власти.

— Вы ведь еще и вице-президент Академии наук Татарстана. Как АНТ может участвовать в решении названной задачи?

— Да, я совмещаю эту работу с основным своим занятием в университете. На меня как вице-президента возложены обязанности по содействию организации и координации деятельности гуманитарных институтов нашей академии. Главной своей задачей считаю всемерное содействие Институту языка, литературы и искусства. Сейчас идет его становление как настоящего центра изучения и развития языка, литературы, а также искусства и культуры татарского народа. В этом направлении предприняты определенные меры, намечены интересные планы. Говорить о них конкретнее пока не стану: будут результаты — будет и повод продолжить разговор на эту тему.

— Возвращаясь к вашей работе в ТГГПУ, не могу не спросить вот о чем. Его создание на базе трех вузов — Казанского

педуниверситета, Татарского гуманитарного института и Татарско-Американского регионального института — оправдывает возлагавшиеся надежды? Помнится, в речах некоторых участников митинга, посвященного созданию ТГГПУ, звучали даже такие слова, что это будет университет типа Оксфордского…

— Видите ли, создание крупного элитного вуза — задача весьма непростая, требующая и времени, и, в еще большей степени, соответствующего финансирования. Между тем в условиях нынешней российской действительности рассчитывать на серьезные финансовые вливания в развитие духовной сферы, в том числе и образования, пока не приходится.

Попутно хочу заметить, что наблюдаемое в последние годы увлечение организационно-структурными изменениями и нововведениями в образовательной системе мне представляется далеко не всегда оправданным. Частые реформы не обязательно приносят только позитивные результаты, напротив, нередко оборачиваются движением вспять. Увы, печальных примеров тому в нашей практике достаточно…

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще