В первом милицейском лицее Татарстана № 159 звонок не обычный – серебряный! Школьный серебряный колокольчик – символ победы в конкурсе “Лучшие школы России-2007”. Наверное, дело даже не в учебном пространстве, организованном в едином стиле, наличии творческого и других центров, обеспечивающих креативный подход в реализации проекта “Образование”. А в том, что лицеисты знают: у человека должна быть позиция. И эта позиция должна быть гражданской. Пепси-кола и “Кто побежит за клинским?” – не их выбор. О своих учителях лицеисты говорят: они не просто новаторы, экспериментаторы, исследователи, они – носители культуры предмета, который преподают.
Вот в таком учебном заведении 13 августа состоялась республиканская конференция работников образования на тему “СМИ и модернизация образования. Роль журналистики в обеспечении открытости системы образования”.
В ней приняли участие министр образования и науки РТ Наиль Валеев, представители ведущих СМИ Татарстана, “Учительской газеты”, преподаватели школ и вузов.
В ходе конференции состоялись круглые столы по поиску новых медиаформ коммуникации и актуальным проблемам вузовских и школьных СМИ. Смысл можно обозначить как внутрицеховой: поиск новых форм взаимодействия министерства и СМИ, формы подачи информации, уместность единых подходов к ее подаче в едином информационном пространстве. Но в данном контексте дело не в том, о чем говорили журналисты и педагоги и какую резолюцию приняли. Главное – открытость министерства, его понимание своей ключевой роли в предоставлении информации, которая интересует все наше общество, налаживании более тесных и разнообразных форм работы со средствами массовой информации. Важно понимание министерством роли СМИ в разъяснении обществу устремлений государства, того, что оно делает для развития образования.
По мнению министра Наиля Валеева, Министерство образования и науки эффективно и плодотворно сотрудничает со СМИ, что позволяет “разгрести” возникающие проблемы. Их нужно озвучивать, потому что только так можно решить.
Действительно, проблем немало. Это и реформирование высшей школы, и недостатки начального и среднего профессионального образования, и региональный компонент, и незаконные поборы, коррупция в образовательных учреждениях, и кадровая (непривлекательность учительского труда), и несовершенство ЕГЭ, да и многое другое.
– У нас есть понимание своего пути в образовании, это главное, – сказал министр. – Надо делать все для его развития, не впадая в пессимизм. У нас есть большие шансы не пропасть, если образование в стране будет качественным. Критерий здесь один: уровень его должен быть мировой.
В системе профессионального образования республики 24 государственных и 14 негосударственных вузов. Сокращение их представительств и филиалов с 96 до 32 тоже можно рассматривать как шаг к качественному образованию. Вопрос решался на заседании Совета безопасности республики. К тому же, благодаря активной работе СМИ и абитуриенты, и их родители поняли, что нельзя поступать в сомнительные вузы. Отсюда возросший поток абитуриентов нынче в государственные вузы республики.