Новый саженец в саду профориентации

В Набережных Челнах дан старт новому эксперименту. Министр труда, занятости и социальной защиты РТ Айрат Шафигуллин, мэр города Ильдар Халиков, а также ректор НГПИ Файруза Мустафина и генеральный директор ОАО «Камгэсэнергострой» Александр Евдокимов подписали четырехстороннее соглашение о сотрудничестве в области разработки и реализации технологии профессиональной ориентации молодежи.

Автор статьи: Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ

В Набережных Челнах дан старт новому эксперименту. Министр труда, занятости и социальной защиты РТ Айрат Шафигуллин, мэр города Ильдар Халиков, а также ректор НГПИ Файруза Мустафина и генеральный директор ОАО «Камгэсэнергострой» Александр Евдокимов подписали четырехстороннее соглашение о сотрудничестве в области разработки и реализации технологии профессиональной ориентации молодежи.

Социологические исследования показывают, что 70 процентов старшеклассников в городах и половина в сельских школах собираются получать высшее образование. При этом в сфере промышленного производства хотели бы найти применение своим способностям лишь 2,3 процента ребят. Остальные мечтают стать коммерсантами (15 процентов), юристами и экономистами (13 и 12 процентов соответственно), менеджерами (8 процентов). Учитывая неблагоприятную демографическую ситуацию в стране, подобные перекосы в структуре спроса и предложения на рынке труда могут привести к тому, что некому будет осуществлять инновационное развитие экономики.

Перепроизводство специалистов с высшим образованием достигло критической отметки, о чем сигнализирует высокий уровень безработицы среди молодежи и то, что четверть выпускников вузов не трудоустраивается по полученной специальности. Слабая информированность о реалиях рынка (или собственное легкомыслие?) абитуриентов и их родителей ведет к тому, что перестают работать экономические регуляторы, вводимые государством в сфере образования. В частности, сокращение бюджетных мест на факультетах, где обучают невостребованным профессиям. 75 процентов будущих экономистов и управленцев получают образование на личные средства.

К сожалению, констатировала, открывая четырехстороннюю встречу, ректор НГПИ Файруза Мустафина, завершающаяся сейчас в вузах города кампания по приему новых студентов мало что меняет в приведенной выше статистике. Чтобы пробудить в выпускниках школ устойчивый интерес к рабочим

и инженерным специальностям, одних слов мало, нужны технологии. Одна из них должна появиться в ходе реализации проекта «Совершенствование системы профессиональной ориентации и формирование мотивации у молодежи на получение востребованных профессий».

Участники соглашения расписали в нем свои обязанности. Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ взяло на себя координацию действий сторон, НГПИ — разработку технологии, научно-методическое сопровождение проекта, мониторинг, обобщение и анализ промежуточных и итоговых результатов эксперимента. ОАО «Камгэсэнергострой» станет базовой площадкой по отработке технологии. Как признался генеральный директор предприятия Александр Евдокимов, сегодня для него подготовка кадров — главный вопрос. К 2010 году численность персонала с нынешних 3600 должна возрасти до 6000 тысяч человек. В противном случае планы по развитию строительной компании осуществить не удастся. На долю муниципальных властей остаются распространение технологии на других предприятиях города (она должна получиться универсальной), поддержка общественных организаций работающей молодежи.

— Необходимо разрушить стену между образовательными учреждениями и производственниками, — подчеркнул в своем выступлении Ильдар Халиков. — Сегодня их отношения напоминают диалог глухого со слепым. «На что нам вузы, — пожимают плечами на предприятиях, — они готовят неизвестно кого!» Профессора в ответ: «Из наших аудиторий выходят лучшие в мире специалисты, это вы превращаете их в никого зарплатой в 3000 рублей!». Надо уйти от этого. Не «они», а «мы» общими усилиями растим трудовую смену. В сфере образования должна быть система постоянно действующих профессиональных заказов: кто лучше самих предприятий знает, какие именно специалисты им нужны? К тому же требуется учитывать, что, к примеру, каменщик образца 1988 года и каменщик, который возводит дома сегодня, — это совершенно разные профессии.

Второе. Плохо, когда учебные заведения живут вне среды будущего работодателя. Вот из студентов 3-4 курсов пединститута, осознанно решивших после его окончания пойти работать в школу, на время летних каникул сформирован производственный отряд для работы на главном конвейере КамАЗа. Конечно, узнавшие градообразующее предприятие изнутри молодые педагоги, придя в классы, смогут своих учеников грамотно ориентировать в мире заводских профессий. Но этого мало. Стоит подумать о проведении в вузах дней руководителя фирмы, корпоративных вечеров. И важнейший элемент профориентационной работы — обратная связь с выпускниками прошлых лет.

— По многим вопросам, — продолжил Айрат Шафигуллин, — участники соглашения мыслят одинаково. И что особенно приятно, инициативная группа сама пришла ко мне в кабинет. И никого не нужно было принуждать к подписанию документа. Ребенка с раннего детства следует учить понимать, как важно приобрести профессию, которая была бы интересна ему и нужна людям. Такая идеология должна занимать не меньше места в школе, чем изучение общеобразовательных предметов. При поэтапной реализации проекта мы достигнем перелома в сознании подрастающего поколения.

Церемония подписания соглашения проходила под звуки песни Булата Окуджавы: «Виноградную косточку в землю зарою…». Тем самым ее участники вольно или невольно сравнили свое начинание с «зерном», которое призвано дать жизнь целому «дереву» в педагогическом саду. Первые «листочки» на нем, как можно понять, появятся уже нынешней осенью.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще