Академия наук РТ совместно с Министерством экономики республики проводят инвентаризацию всех научно-исследовательских институтов, действующих на территории Татарстана. На сегодняшний день изучена работа примерно трети НИИ.
Волжско-Камский институт лесной промышленности был учрежден в 1928 году. Когда-то это государственное научное учреждение славилось своими разработками, выполняло множество заказов – в том числе союзного значения. В перестроечные годы заказы пошли на убыль, НИИ акционировался и начал сдавать свои помещения в аренду. Сегодня в штате осталось около десяти человек, которые заняты небольшими разовыми разработками.
Сто процентов акций института принадлежат частному лицу, и хозяин был больше заинтересован в площадях институтского здания и арендной плате за них, нежели в развитии научной работы. Но такая ситуация совершенно не устраивала Правительство и Академию наук республики, которым важно было сохранить имевшее некогда славные традиции учреждение. Был предложен вариант реорганизации института, включения его в лесопромышленный кластер Татарстана. Достигнута договоренность о взаимной работе ученых НИИ, республиканского Минлесхоза, Казанского аграрного университета и профильной кафедры Казанского государственного технологического университета. Все это, говорит вице-президент АН РТ Айрат Абдуллин, будет способствовать выходу НИИ из кризиса.
Этот пример нельзя назвать единичным. Подобная или близкая к тому ситуация, поясняет Айрат Абдуллин, сложилась сегодня во многих научных институтах, действующих в республике, будь они частные или государственные, относящиеся к федеральному либо местному ведению. Девяностые годы прошлого века, как известно, стали поистине губительными для отраслевой науки – в начале нынешнего десятилетия число научных институтов в республике уменьшилось, по сравнению с советским периодом, в полтора-два раза. Эта тенденция продолжилась и позже: если еще в 2003-2004 годах в Татарстане действовало 63 НИИ, то к 2006-му их осталось только 43.
В общем, не случайно Президент Татарстана Минтимер Шаймиев в прошлогоднем послании Госсовету поставил перед Академией наук Татарстана, которая определена координатором всей научной деятельности в республике, задачу заняться “инвентарной” работой. Тем более что сегодня руководство республики ждет от ученых инновационных разработок, повышения реальной отдачи от научной деятельности.
Каждое из семи отделений Академии наук сформировало экспертные комиссии по своей сфере деятельности, и теперь эксперты подробно изучают результаты работы отраслевых институтов. Параллельно Министерство экономики провело свой анализ этой работы, по итогам которого институты разделили на условные группы – успешные, проблемные, стоящие на грани банкротства. На первом этапе инвентаризации основное внимание уделяется последней группе. В Кабинете Министров регулярно проходят совещания под руководством члена Президиума АН РТ, первого вице-премьера Равиля Муратова. Сюда приглашаются как директора НИИ, так и представители предприятий, профильных министерств и вузов. Здесь обсуждаются возможные пути реформирования научных учреждений, один из которых – переход в статус автономных, что дает институтам большую финансовую самостоятельность. В первую очередь это коснется институтов, находящихся в ведении татарстанской Академии наук.
Еще одна цель таких совещаний – увязать деятельность НИИ с научно-образовательными процессами в республике, наладить более тесное взаимодействие в рамках отраслевых кластеров. Ведь и у предприятий, и у министерств находится немало заказов, которые могут выполнить сотрудники республиканских научных институтов. Но по непонятным причинам многие руководители НИИ не слишком активны в поисках такого сотрудничества, и зачастую именно на совещаниях в Кабмине они впервые встречаются с потенциальными заказчиками.
Хотя деятельность республиканской Академии наук в отношении институтов, особенно тех, что являются акционерными обществами либо находятся в федеральном подчинении, носит в основном рекомендательный характер, пока, замечает Айрат Абдуллин, отказа от сотрудничества не было. И даже те учреждения, где налажена вполне успешная работа, с интересом откликаются на предложение наладить взаимодействие с республиканскими профильными структурами. Часть НИИ в перспективе планируется перевести под научно-методическое руководство Академии наук. Но взять под свой контроль все действующие в республике научные институты Академия, конечно, не сможет.
– Да наша задача и не в этом, – подчеркивает Айрат Абдуллин. – Мы помогаем ученым найти новых партнеров, заказчиков, определить наиболее перспективные направления дальнейшей работы.
Безусловно, здесь есть и другая сторона – работу над некоторыми невостребованными научными разработками приходится закрывать. Не обойдется и без сокращения штатов. Хотя, по мнению вице-президента АН РТ, это будет не такой уж и болезненный процесс – многие сотрудники обанкротившихся НИИ работают по совместительству в других научных структурах, и потеря скромной институтской зарплаты вряд ли сильно ударит по их благосостоянию.
А вот в отношении гуманитарных институтов, считает Айрат Абдуллин, коммерческий подход неуместен. Ведь они не могут рассчитывать на заказы от крупных предприятий или бизнес-структур, так что ждать здесь сиюминутной отдачи не приходится, и государству надо оставить эти структуры под своим попечением. Хотя и для них сейчас Академия наук ищет возможности дополнительного заработка – например, они могли бы выполнять проекты для министерств культуры, образования и науки, других республиканских ведомств.