Каменный век электронного образования

“Мы живем в каменном веке” – так оценил уровень развития информационно-коммуникационных технологий в российском образовании глава экспертного совета по электронному обучению и информационным технологиям в образовании при Комитете по образованию Госдумы России Владимир Тихомиров.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

“Мы живем в каменном веке” – так оценил уровень развития информационно-коммуникационных технологий в российском образовании глава экспертного совета по электронному обучению и информационным технологиям в образовании при Комитете по образованию Госдумы России Владимир Тихомиров. Совместное заседание экспертного совета и Совета ректоров Татарстана прошло в четверг в актовом зале Казанского государственного университета.

Еще несколько лет назад в Татарстане с большой гордостью говорили о том, как успешно у нас идет процесс компьютеризации школ. Потом о том, что Интернет пришел в каждую, даже самую отдаленную школу республики. Потом оказалось, что школьникам нужен не просто факт подключения к Всемирной сети – это дол-жен быть непременно высокоскоростной Интернет. И вот можно сказать, что все это в наших школах есть. Но используются ли неограниченные виртуальные возможности непосредственно в процессе учебы? Увы, во многих школах дело ограничивается созданием собственного сайта… Компьютеризированы по полной программе и вузы – но как это помогает в обучении, если большинство лекций профессора все равно читают по старинке, стоя с кусочком мела у доски?..

– Сегодня, к сожалению, уровень образования падает, – невесело констатировал, открывая заседание, ректор КГУ, председатель Совета ректоров Мякзюм Салахов. – И сейчас вопрос стоит о принципиально новом качестве образования, в том числе – о совершенно новых методиках. Ведь это парадокс – школьники и студенты ориентируются в новых информационных технологиях куда лучше педагогов…

И здесь дело не только в том, что профессорско-преподавательский корпус вузов стремительно стареет (бурный перестроечный период буквально вымыл из высшей школы целое поколение педагогов), но и в том, заметил позже Владимир Тихомиров, что работа в сфере новых технологий предполагает постоянное повышение образовательного уровня самого преподавателя, а когда же нашему профессору заниматься таким повышением, если его куда больше беспокоит повышение собственного дохода за счет совместительской работы в нескольких вузах?

Впрочем, по мнению участников заседания, даже не это в первую очередь мешает российскому образованию перейти на качественно иной уровень работы и начать активно внедрять e-Learning (такой термин предложило ЮНЕСКО для технологии электронного дистанционного обучения). В России до сих пор нет полноценной законодательной базы для внедрения этой технологии. Закон о легитимности дистанционного обучения экспертному совету, возглавляемому Тихомировым, удалось “пробить” еще в 2002 году, но оказалось, что он не отражает всех нюансов проблемы. Принятие же нового закона застопорилось. Эксперты надеются в этом году внести в думский комитет по образованию новый законопроект, но, по признанию самого Тихомирова, в стране сегодня ощущается тенденция к свертыванию программ электронного обучения.

Чем это может обернуться в перспективе? Вот лишь некоторые факты, озвученные в ходе заседания зампредом Комитета по образованию Госдумы Олегом Смолиным. Среди 65 наиболее развитых стран мы занимаем 57-е место по внедрению информационных технологий в образование, и с каждым годом эта позиция меняется – увы, в худшую сторону. За последние пять лет нас в этой сфере обошли Китай, Индия и Турция. Во Франции, например, уже действует целевая программа “Ноутбук – каждому студенту”. В Южной Корее, которая признана в мире абсолютным лидером информатизации обучения, проект “Домашний репетитор” дал возможность каждому школьнику получать дополнительные знания прямо с экрана персонального компьютера. И хотя, отметил Олег Смолин, много говорится о проблемах качества электронного обучения, практика корейцев показывает: рост общего уровня подготовки школьников – налицо.

Но вопрос о качестве системы e-Learning встал не случайно. Владимир Тихомиров, являющийся, помимо всего, еще и научным руководителем Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), давно и успешно внедряющего в обучение информационно-коммуникативные технологии, с энтузиазмом убеждал коллег пересмотреть взгляды на традиционные установки:

– Почему мы до сих считаем очное образование лучшей, элитарной формой обучения, если мировая практика показывает, что при наличии выбора самые умные студенты – те, кто может самостоятельно добывать знания, кто более организован – однозначно предпочитают работу через телекоммуникационные сети? И именно их охотнее всего берут на работу крупные работодатели…

Кроме того, по мнению профессора Тихомирова, современные технологии более экологичны: один из американских университетов, например, полностью перешел на электрон-ную библиотеку и гордится теперь количеством спасенной древесины.

Пыл сторонников системы e-Learning несколько охладил представитель московского департамента образования Алексей Семенов, заметив, что при всех колоссальных возможностях, которые дают новые технологии (а в первую очередь тут можно назвать обучение инвалидов и людей, живущих в отдаленных уголках страны), в школе, например, очень важен личный контакт ребенка и педагога, важна обратная связь, когда учитель чувствует и понимает настроение класса. Позже в кулуарах заседания довелось услышать мнение некоторых ка-занских профессоров – мол, и для вузовского обучения такое личное взаимодействие очень важно. Кроме того, некоторые люди, с осторожностью относящиеся к “виртуализации” образования, полагают, что при дистанционном обучении не исключена нечестная игра, когда учебные задания за студента выполняет кто-то другой.

Но, безусловно, развивать и поднимать на новый уровень e-Learning в России все же надо. Хотя бы потому, отметил Владимир Тихомиров, что иначе мы потеряем часть наиболее “продвинутых” студентов, которые сегодня охотнее учатся в турецких университетах, чем в наших, потому что турки предлагают им удобную дистанционную форму обучения.

– Вывоз отечественных капиталов за границу в образовательных целях достиг трех государственных бюджетов России, – констатировал глава экспертного совета. – Увы, в области информатизации образования мы отстали от зарубежных коллег на несколько лет…

 
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще