Фундамент для прекрасного далека

Работа с одаренными детьми в республике в последние годы ведется большая.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Работа с одаренными детьми в республике в последние годы ведется большая. Чтобы выявлять самых способных, самых талантливых, проводится масса конкурсов, олимпиад, фестивалей. Но чтобы ребенок мог в полной мере проявить свои таланты, нужно создать ему определенные условия. Это хорошо понимают в Камскоустьинском районе.

Так получилось, что в Камскоустьинскую среднюю школу мы приехали во время весенних каникул. Но в школьных кабинетах все равно шли занятия.

– Это одиннадцатиклассники к ЕГЭ готовятся, – пояснил директор Ильшат Гумеров.

В актовом зале в это же время шла подготовка очередного КВНа. А школьные спортзалы (их здесь два, один обычный, другой с борцовским ковром и тренажерами) пустовали, как нам пояснили, исключительно по причине обеденного времени.

– А вообще-то у нас тут до восьми вечера детишки занимаются, – рассказала начальник районного отдела образования Асия Зюрнина. – Каждый день – аэробика, спортивные танцы, национальная борьба, баскетбол, волейбол…

Кроме того, здесь отличные тренажеры, которые очень любят местные мальчишки. Вообще, пояснила Асия Гараевна, позиция районных педагогов такова: чем больше ребенок занят, тем меньше вероятность, что он пойдет не по той дорожке. Поэтому и в каникулярное время, и в учебное работа с детьми ведется, что называется, по полной программе. К тому же условия для этого созданы такие, что и в городе не всегда встретишь. Не зря же Камскоустьинская школа, например, удостоена почетного звания школы, содействующей здоровью, серебряного уровня. Одни спортзалы чего стоят. Между прочим, оборудованы они всем необходимым не только в райцентре – новенькие тренажеры нам демонстрировали и в деревнях, например, в Большесалтыковской татарской школе. А в Староказеевской школе похвастались, что национальной борьбой с детьми тут занимается не просто преподаватель, а заслуженный мастер спорта.

Не хуже, чем спортсменам, живется в камскоустьинских школах и творческим коллективам. В райцентре, скажем, при школе действует еще и музыкалка. А уж какой тут актовый зал – с партером, да с амфитеатром, да с новым оборудованием… Сельским детишкам тоже грех жаловаться – и у них в их залах есть и проекционные экраны с мультимедийным оборудованием, и синтезаторы “Ямаха”. В Затонской средней школе действует даже театр, где пьесы ставятся… на французском языке. Стоит ли удивляться, что многие детские творческие коллективы района, как и местные юные спортсмены, частенько побеждают в различных соревнованиях и конкурсах республиканского масштаба.

Впрочем, за общим развитием здесь не забывают и об учебной деятельности. И тут камскоустьинцам есть чем гордиться. В той же Затонской школе, например, детям со второго класса предлагают изучать три языка – английский, французский и немецкий. Школа, заметим, сельская. А уровень преподавания вполне столичный, чему свидетельство – нынешнее второе место десятиклассницы Кристины Чумагиной на республиканской олимпиаде по французскому (второй же была и команда района в общем зачете этого конкурса). Или вот взять тот же ЕГЭ. Райцентр – не единственное место, где подготовка к нему ведется даже во время каникул. По всем школам составлено расписание дополнительных занятий, и выпускники тщательно штудируют тесты, которые меньше чем через полгода будут решать их судьбу. Маленькое примечание, понятное, наверное, только родителям городских старшеклассников: все эти дополнительные занятия абсолютно бесплатны. Как и регулярная дополнительная подготовка для одаренных детей по тем предметам, в которых они особенно сильны.

– Как дом начинается с фундамента, так будущее начинается с детей. Если мы стремимся к хорошему будущему – надо вкладываться в детей, – говорит Асия Зюрнина. В общем-то, это прописные истины. Но почему-то не везде на них ориентируются. Да и в Камском Устье были времена, когда образование не числилось в приоритетных отраслях. Но с приходом нового главы Зуфара Гарафиева многое изменилось.

– За последние два года в большинстве школ проведена серьезная реконструкция, везде поменяли старую электропроводку, коммуникации, отремонтировали детские сады и районный отдел образования, – рассказывает Асия Гараевна.

И в самом деле, вспоминает директор Камскоустьинской школы, было время, когда дети в шубах на уроках сидели. Сегодня здание изменилось до неузнаваемости. Полы, стены, крыша, двери – абсолютно все новое. А на грант, полученный в рамках нацпроекта “Образование”, здесь и кабинетную “начинку” поменяли, чтобы со-ответствовала внешнему облику. Кабинет информатики радует глаз жидкокристаллическими мониторами и интерактивной доской, в других классах – DVD-плееры с полным набором электронных учебников, даже база данных местной библиотеки полностью компьютеризирована.

В райцентре татарская школа, где, по словам директора Халимы Галиутдиновой, еще недавно рамы чуть ли не вываливались из окон, а удобства были во дворе, сегодня встречает детей и педагогов новыми окнами, резными завитушками лестничных перил, позолоченными крючками в гардеробе, современной кухонной техникой, сан-узлами с евроремонтом… Не хуже условия и в деревнях – новые здания тех же Большесалтыковской и Староказеевской школ тоже отделаны и обставлены по последнему слову техники и дизайна. А ведь подобные условия учебы – они и на качество знаний влияют, и общую культуру детям прививают.

Не забыли в районе и о тех, кто непосредственно эти знания и культуру ученикам несет, – о педагогах. Для них в последние годы проводятся многочисленные конкурсы – выявляют лучших по профессии, лучших классных руководителей, определяют “учителей года”. За победы – премии и ценные подарки от руководства района. Премируют не только тех, кто участвует в подобных конкурсах. Высокая успеваемость, отсутствие в школе дисциплинарных нарушений, победы и участие в олимпиадах, творческих и спортивных состязаниях – все это, считают в Камском Устье, тоже достойный повод, чтобы поддержать педагогов рублем.

– Учителя почувствовали, что они небезразличны местной власти, и это очень вдохновляет – хочется постоянно совершенствоваться, повышать свой уровень, – признается завуч Затонской школы Венера Зиганшина.

Конечно, сказать, что все образовательные проблемы в Камском Устье решены, было бы неправильно. Непросто, например, здесь, по признанию Асии Зюрниной, идет процесс оптимизации сельских школ – есть сложности и с автобусами, и с дорогами. По некоторым предметам не хватает учителей – особенно преподавателей иностранных языков. Не везде еще в порядке противопожарная сигнализация. Но на общем фоне сделанного за последние годы эти вопросы не кажутся такими уж неразрешимыми. Придет время – сделают и это. Главное, что здесь поняли простую вещь: вкладываясь в образование, ты работаешь на перспективу. Возможно, не очень близкую. Но от того не менее важную.

 
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще