Образование и рынок – вещи трудно совместимые

Недобросовестные вузы, школьные поборы, дисбаланс между потребностями экономики и профилем подготовки специалистов, нехватка педагогических кадров – вот лишь некоторые из вопросов, которые поднимались вчера в НКЦ "Казань", где прошла итоговая коллегия республиканского Министерства образования и науки с участием Премьер-министра РТ Рустама Минниханова.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

information_items_1347368520

Недобросовестные вузы, школьные поборы, дисбаланс между потребностями экономики и профилем подготовки специалистов, нехватка педагогических кадров – вот лишь некоторые из вопросов, которые поднимались вчера в НКЦ "Казань", где прошла итоговая коллегия республиканского Министерства образования и науки с участием Премьер-министра РТ Рустама Минниханова.

К подведению итогов минувшего года педагоги нынче подошли как никогда конструктивно. Основные достижения работы министерства были продемонстрированы собравшимся в небольшом видеоролике. Вышедший затем на трибуну министр Наиль Валеев хоть и отметил, что год в целом был для его ведомства успешным, все-таки сосредоточился на проблемах, которые предстоит решать в ближайшем будущем.

Их немало. Это и оснащение школ современным учебным и лабораторным оборудованием (сегодня его не хватает примерно в 40 процентах школ, да и там, где есть, оно уже устарело), и повышение качества образования на селе, и высокая текучесть кадров (по итогам нынешнего года только 40 процентов выпускников педвузов закрепилось в школах). Подробно остановился министр на проблеме дисбаланса, сложившегося в сфере профессионального образования республики. Тема не нова, но актуальности своей не теряет: неконтролируемый рост числа высших учебных заведений привел к тому, что менее чем за 10 лет суммарный выпуск вузов увеличился в три раза и теперь в три же раза превосходит выпуск систем начального и среднего профессионального образования.

Упомянул глава Минобрнауки и о проблеме школьных поборов. Развил эту тему и взявший затем слово прокурор республики Кафиль Амиров. Надо отметить, что прокурор на коллегии Минобрнауки появился впервые – по крайней мере, за последние несколько лет. И начав за здравие, признавшись в любви к учителям, которым он обязан всем лучшим в себе, Кафиль Амиров далее констатировал: жизнь есть жизнь, и прокурор не может пройти мимо нарушений законности в сфере образования. А нарушений немало. Так, сотни образовательных учреждений в республике работают с истекшим сроком лицензии. То есть фактически они вообще не имеют права работать. Скажем, в Московском районе Казани лицензия есть только у двух детских садов – у остальных дошкольных учреждений срок этого документа истек еще осенью 2006 года. И таких случаев сколько угодно.

– Видимо, педагоги полагают, что ни у кого не поднимется рука закрыть школу или детский сад, а значит, не стоит и суетиться, – попенял прокурор. И отметил: лицензирование должно стать "железной" нормой для любого учебного заведения.

– Рынок и образование – вещи трудно совместимые, и рыночные механизмы здесь надо применять очень осторожно, – перешел Кафиль Амиров к следующей болевой точке нашей школы. И опять же с горечью констатировал: в республике стало нормой перекладывать на родителей обязанности по финансированию образовательных учреждений. Как один из наиболее вопиющих фактов он привел пример казанской гимназии № 19, где на попечительском совете был официально утвержден вступительный взнос для родителей первоклассников: 10 тысяч рублей. Заметим от себя: это не самая большая сумма, которую сегодня могут попросить при поступлении в школу, просто другие эту практику не афишируют. Впрочем, Кафиль Амиров как раз и отметил: такие факты не единичны, это скорее система, и с этим надо бороться.

Ну и, конечно, не прошел прокурор мимо проблемы многочисленных вузовских филиалов и представительств – сегодня их открывают чуть ли не в деревнях, где не то что специалистов – помещения приличного для занятий нет. Вот опять же пример того, как рыночные отношения ставят подножку образованию. Надо, заметил Кафиль Амиров, тщательно проверить все подобные учреждения и, если необходимо, лишить их лицензии.

– Это непросто сделать, – отметил председатель республиканского Совета ректоров вузов, ректор КГУ Мякзюм Салахов. – Конечно, обидно, что подобные лжевузы бросают тень на все высшее образование Татарстана, но только начинаешь под них "копать" – звонят из федерального министерства образования…

– Давайте работать вместе! – предложил на это прокурор. А Премьер-министр Рустам Минниханов отметил, что данный вопрос скоро будет обсуждаться на республиканском Совете безопасности.

Подытоживая работу коллегии, глава Правительства подчеркнул: дисбаланс в структуре подготовки специалистов сильно тормозит развитие региона. Топ-менеджеров можно пригласить и из-за пределов Татарстана, но рабочий класс должен формироваться внутри республики. И инвестором подготовки таких специалистов должны выступать предприятия – заказчики кадров.

Еще одна образовательная задача, которую ставит Правительство, – оснащение школ современными технологиями.

– Пять-семь лет назад для нас было счастьем, что в школах появились компьютеры. Сегодня этого уже мало, нужно, чтобы все было оборудовано по последнему слову техники, – констатировал Рустам Минниханов. И пояснил, что в республике готовится соответствующая программа, которая будет действовать на условиях софинансирования из федерального бюджета.

Что же касается нехватки кадров, отметил Премьер-министр, то нужно создавать молодым учителям нормальные условия: давать жилье и достойную зарплату. И тут министерству надо работать совместно с муниципалитетами.

– Мы можем найти деньги, построить завод, но если у нас не будет людей, которые подготовят специалистов для работы на этом заводе, которые дадут ученикам знания, все усилия уйдут впустую. Люди – это наш самый главный потенциал, – завершил свое выступление Премьер-министр.

В заседании коллегии также участвовали заместитель Председателя Госсовета РТ Римма Ратникова, представители Аппарата Президента РТ, руководители министерств и ведомств.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще