Мы много и часто говорим сегодня о том, что нынешние дети совсем не читают книг. Виним в этом семью, школу, телевидение и пытаемся что-то придумать, как-то повлиять… А между тем есть в Казани детское объединение, где дети 5-10-летнего возраста не только вместе читают, разбирают прочитанное, но и… участвуют в издании книг для своих сверстников!
Захожу я недавно в свой родной Дворец детского творчества (бывший Дворец пионеров) имени А.Алиша, где много лет тому назад сначала учился, потом работал с детьми, и вижу новенькую красивую книгу – сказку Абдуллы Алиша "Болтливая утка", только что выпущенную издательством "Магариф" на татарском, русском и английском языках. Раскрываю и вижу на второй странице изображение героини сказки утки и подпись: нарисовала 10-летняя Спарта Мария-Луиза (потом выяснил, что папа у нее итальянец). На другой странице кузнечик сидит на былинке и стрекочет свою песенку (автор Медведев Саша, 7 лет)… Вот Охотник – хозяин дома в окружении своих зверушек и птичек (рисунок Кульковой Насти, 10 лет), а вот Болтливая утка шагает по лесной тропинке (Газизова Неля, 8 лет), здесь уютно светит окошко домика и луна сияет в ночном небе (Хайруллина Виолетта, 7 лет), тут крупные капли дождя падают с синих-синих туч, а здесь улыбается солнце (Бородина Камилла, 8 лет)… По всем страницам книги щедро расселены симпатичные цветы, звери, мошки, птички – всего не перечесть.
Все иллюстрации этого литературно-художественного издания сделали 56 юных художников изостудии названного дворца. Руководит ею вот уже более 30 лет талантливый педагог и подвижник Ирина Константиновна Новикова, которая рассказала мне, как создавалась книга:
– Издательство "Магариф", решив выпустить сказку Алиша к 100-летию со дня рождения писателя, предложило нам принять в этом участие. Почему именно нам? Потому что до этого вышла книга татарских народных сказок "Сказки на ночь" с рисунками нашей восьмилетней Асии Мухамедзяновой. Затем была книга "Коза и баран", куда вошли рисунки уже пятидесяти пяти наших студийцев. И в Союзе художников мы выставляемся регулярно, словом, о нас знают.
Спрашиваете, как работали над последней книгой? Сначала мы вслух с выражением прочитали сказку "Болтливая утка", обсудили ее, затем сделали раскадровку текста по листам и предложили ребятам выбрать каждому тему для рисунка. Перед тем как рисовать, обговаривали сообща образы, с тем чтобы они получились добрыми и смешными, делали сначала небольшие эскизы, затем переходили на большой формат. Использовали специальные карандаши, художественные, которые можно смешивать, стирать. Общую компоновку и оформление помогала делать нам главный художник издательства Лилия Золондинова – огромное ей спасибо!
Мне удалось переговорить с некоторыми из юных художников, оказавшихся в тот час в студии.
– Я учусь в четвертом классе 72-й школы, – серьезно, с достоинством человека, сделавшего большое дело, представилась мне Лейсан Шакирова. – Рисовать сказку нетрудно, надо только ее знать и постараться сделать все аккуратно ("Лейсан у нас – "ветеран", ходит в студию с пяти лет", – попутно добавляет Новикова). По просьбе ребят для украшения книги я нарисовала жука, потому что люблю насекомых.
Еще больше студийный стаж у учащейся гимназии №16 Асии Мухамедзяновой – целых семь лет! Рисовать же она начинала с трех лет.
– Люблю рисовать животных, особенно лошадей, – признается Асия. – Хотя папа и мама у меня врачи, я хочу стать дизайнером-флористом.
Единственный на тот момент среди присутствовавших мальчик – Костя Дьяконов, первоклассник 18-й школы, – охотно поделился со мной впечатлениями о работе над книгой. Ему достался лес, и он нарисовал его густым и дремучим, объятым загадочной тишиной…
А вот тихая и скромная Диана Алиева, второклассница школы №126, любит рисовать жучков и травку, что она и сделала для книги.
– А еще я люблю танцевать, хожу с родителями в театр на балет, смотрела "Щелкунчика", "Снежную королеву", "Белоснежку", "Лебединое озеро", – рассказывает Диана. – Декорации там очень красивые.
…Работа в студии возобновляется: дети сидят за мольбертами, изредка обращаясь к руководителю за той или иной подсказкой, приятно пахнет гуашью. Одни приходят, другие, тихо собравшись, уходят, как и принято при кружковом обучении.
– Я не связываю детей жесткими временными рамками, – поясняет мне Ирина Константиновна, – у нас студия, а не школа, у каждого из ребят свое задание. Но если надо – собираемся всей студией и обсуждаем тот или иной вопрос. Родители активно участвуют в процессе обучения, помогая по мере надобности в финансовом отношении. Атмосфера у нас всегда творческая, о том, насколько интересны ребятам занятия, можно судить по числу занимающихся: их у нас сто пятнадцать при норме семьдесят пять. С пяти-семи лет дети осваивают основные навыки рисования.
Достижения студийцев впечатляют. Так, участвуя в 2006 году в международном конкурсе в Японии, они завоевали три серебряные, четыре бронзовые медали. В том же году Асия Мухамедзянова удостоилась первого места на конкурсе в Казани, устроенном генеральным консульством Турции. В минувшем году Софа Латышева стала дипломантом международного конкурса, посвященного 250-летию Российской Академии художеств. Я уж не говорю о стопке высотой чуть ли не в метр различных дипломов и грамот, которые завоевали студийцы на всевозможных конкурсах и выставках районного, городского, республиканского, всероссийского масштабов.
Покидал я эту студию с мыслью: "Пока есть такие дворцы и такие наставники, как Ирина Константиновна, можно быть спокойными за своих детей и внуков: они научатся отличать в жизни красивое от некрасивого, добро от зла. Нужно лишь, чтоб таких студий, секций, кружков было как можно больше и они ни в чем не нуждались материально".
Когда я показал эту книгу народному художнику России и Татарстана Ильдару Зарипову, он восторженно заключил: "Книга замечательная! Нужно всячески поощрять и поддерживать такие начинания".