Размежевание российского общества по имущественному признаку разделило и образование. Существование рядом государственных и частных школ воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Что поделать, рыночные отношения всегда подразумевают выбор, в том числе и в сфере образования. Но немногие из родителей, даже если бы и захотели, могут позволить себе обучать ребенка за деньги.
У частных школ в России глубокие корни. До революции такие учебные заведения были обычным явлением. В Казани, к примеру, была известна частная гимназия В.И.Ряхиной в доме Кекина. Учились здесь в основном дети зажиточных родителей, по преимуществу дворян и купцов.
С приходом советской власти платные школы исчезли, в Советском Союзе коммерческого образования не существовало. Были только неформальные, так называемые элитные школы, в которые любили отдавать детей высокопоставленные чиновники.
Но в 90-е годы прошлого века частные школы вновь заявили о себе. В Казани, например, в те годы их было более десятка. Но не все выдержали проверку временем. Сегодня в столице Татарстана "негосударственных образовательных учреждений" всего пять. Как рассказала нам главный специалист городского управления образования Ольга Лазебникова, это мусульманская средняя школа "Усмания", "Общеобразовательная христианская школа", академический лицей им. Н.И.Лобачевского, школа "Елена-Сервис" и "Основы общеобразовательной школы имени Эртуру Гази". В других городах республики также есть несколько частных школ. В основном здесь учатся дети, как можно догадаться, из состоятельных семей.
Несмотря на дороговизну обучения, родители с удовольствием отдают детей в подобные учебные заведения. Количество учеников частных школ, по официальным данным, выросло по сравнению с позапрошлым годом ощутимо.
– Если в 2006 году в Казани в них обучалось около пятисот ребят, то в 2007-м их число увеличилось до шестисот пятнадцати. Частные школы в нашей республике, как и по стране, развиваются, занимая свое место в образовательной сфере, – говорит Ольга Лазебникова.
Частные учебные заведения – это своего рода педагогический эксперимент, авторами которого выступили учителя с новаторскими методиками. Педагоги признаются, что в своей работе они опираются на иностранный опыт. Ведь, по их словам, лучшими школами в той же Западной Европе являются коммерческие.
Но не только инновации отличают эти учебные заведения. Вместо учительского постукивания указкой по парте и императива "Я требую!" здесь всегда вежливое обращение к ученикам на "вы". Психологический комфорт, небольшие классы – до 15 человек, возможность оставить ребенка под присмотром на целый день, уютные интерьеры, хорошее питание – все это впечатляет родителей.
– В государственной школе ребята часто учатся спустя рукава. Помните, как было в советские времена: если тебя спросили по истории, то потом месяц можно не напрягаться, – говорит учитель одной из частных школ Николай Смирнов. – У нас же ребенок каждый день востребован педагогом и анализирует материал.
– Если родители "вкладывают" в своего ребенка деньги, они и спрашивают со школы сполна, – вторит коллеге директор "Елены-Сервиса" Наталья Ахатова. – Это в девяностые годы, в период "малиновых пиджаков", частные школы были своеобразной ярмаркой родительского тщеславия, делом престижа. Тогда качество знаний ребенка для состоятельных родителей не было принципиально важно. Со временем ситуация изменилась, и сейчас уже никто не будет платить за "нарисованные" пятерки. Родители понимают: жизненная перспектива их чада – в качественном образовании. Договоры заключаются таким образом, что и школа, и ученик обязаны выполнять все необходимые требования. И если учащийся ведет себя на уроке неподобающим образом или же преподаватель "недотягивает до уровня", договор расторгается.
Родители, отдавшие своего ребенка в частную школу, платят за внимательное отношение к нему педагогов, профильную подготовку по математике, физике, гуманитарным дисциплинам, углубленное изучение иностранного языка. Это сугубо индивидуальная и ежедневная работа с ребенком.
Но наряду с положительными сторонами у частного образования есть и негативные. К примеру, очевидно, что стоимость обучения в таких школах большинству казанцев не по карману. Так, в одной из частных школ родительская плата составляет 4250 рублей в месяц. Руководитель этого учебного заведения признается: школа напрямую зависима от экономической ситуации в стране. Ведь если сегодня в частных школах, помимо отпрысков очень состоятельных родителей, можно встретить и детей представителей так называемого среднего класса, интеллигенции, то если цены будут расти, часть таких семей просто не потянет платное образование. Да и самим школам в этом случае придется туго. Особенно небольшим, как правило, новаторским. Плохо, если они станут еще более дорогими и недоступными для семей со средним достатком. А ведь к этому все идет: плату за аренду для школ снижать никто не собирается. И льгот налоговых у них нет никаких.
В отношении частных школ наметилась и другая, отнюдь не положительная тенденция.
– Иногда их воспринимают как места для устройства так называемых проблемных или не совсем здоровых детей. Выбирают такие школы только потому, что от такого ребенка отказываются государственные. Поэтому при выборе того или иного учебного заведения надо присмотреться, на что там ориентируются. Цель одних – качественное образование, другие больше занимаются здоровьем воспитанников, третьи берут комфортными условиями (фитнес, бассейн, суперменю), – поясняет учитель Николай Смирнов.
– И все же многие были бы рады, чтобы таких школ, как наша, в Казани стало больше, – считает Наталья Ахатова. – Ведь здесь есть реальная возможность дать ребенку максимально качественные знания.
Да, если учесть, что зарплата учителей в частных учебных заведениях в два-три раза выше, чем в государственных, нетрудно догадаться, что сюда привлекаются лучшие педагогические кадры.
Ничего плохого в наличии частных школ не видят и в мэрии Казани. Более того, там считают, что число таких учебных заведений в столице республики должно только увеличиваться. На сегодняшний день уже сформировалась прослойка людей, готовых платить за школьное образование своих детей. И когда потенциальные "клиенты" отправляют отпрысков на учебу за границу – это экономически невыгодно для республики.
Как заметил в одном из своих выступлений мэр города Ильсур Метшин, надо всячески поддерживать стремление родителей оплачивать образование своих детей. Ведь это свидетельство того, что ценность образования в стране возрастает. Как есть магазины разного уровня, так и в образовании предложение должно быть на любой вкус. Пока же количество частных школ у нас по сравнению с другими городами-миллионниками критики не выдерживает. Поэтому власти города поддержат инициативу открытия новых частных школ, к примеру, в таких районах, как Квартал, Горки, Азино.
Итак, коммерческие школы в Казани были, есть и будут. Хорошо это или плохо – вопрос неправомерный. Это неизбежная составляющая развития образовательной системы.
Конечно, пока данное явление мало заметно в статистических данных. Но в образовательном контексте и в плане возможностей выбора для родителей и детей оно является уникальным. Частная школа обладает теми же правами, что и государственная, и дает те же возможности. Но в отличие от государственной она может подобрать полностью индивидуальную траекторию развития ребенка. Она лишена многих ограничений и проблем и ориентируется на оптимальный темп развития личности, учитывает мотивацию ученика.
Вместе с тем в стране, где общество расслоено на богатых и бедных, коммерческие школы вызывают у многих людей раздражение, поскольку невольно подчеркивают, насколько глубока пропасть между разными слоями населения. Уж очень многим индивидуальный подход педагогов к их отпрыскам не по карману.
И еще один немаловажный факт. Увеличивая число частных учебных заведений, государству необходимо следить за тем, чтобы уровень государственной школы не был ниже частной настолько, что их выпускники не смогут конкурировать между собой при поступлении в вуз. Если это случится (а уровень знаний школьников, увы, катастрофически снижается уже сейчас), социальное напряжение в обществе объективно усилится. Вот этого допускать нельзя.