Сорок с лишним лет прошло, а появление в нашей аудитории журфака (тогда еще отделения) КГУ Андрея Александровича Роота помнится отчетливо.
Первое, что он, стройный, поджарый, со смоляной шевелюрой, иссиня выбритыми щеками, произнес из-за кафедры, была отрывистая фраза: "За что убили Борьку?" Мы вздрогнули и недоуменно переглянулись. Он повторил с еще большим негодованием: "За что убили Борьку?" И, понаслаждавшись произведенным эффектом, с пафосом продолжил: "Это я вам процитировал заголовок "Комсомолки", рассказавшей о подлом преступлении неизвестных негодяев, убивших одного из лебединой пары, жившей на озере в центре Москвы. Журналист не вправе пройти мимо такого факта, он обязан его поднять на публицистическую высоту и изложить так, чтобы вызвать неминуемый общественный резонанс. Давайте же разберем, какими средствами автор данной публикации достигает этой публицистичности…"
Он и по сей день более всех остальных слов русского языка любит это слово – публицистичность. Да и как иначе, если пламенной публицистикой пронизано творчество его самого любимого автора – Искандера, то бишь Александра Герцена, ставшего предметом пожизненного увлечения и исследования Андрея Роота! Более сорока лет назад он, выпускник Казанского пединститута, затем аспирантуры, придя преподавателем на только что открывшееся отделение журналистики КГУ, избрал темой для кандидатской диссертации статьи Герцена, обличавшие пороки самодержавного строя. Затем вслед за писателем Андрей Александрович мысленно отправился в Лондон и проникся революционным духом знаменитого "Колокола". Новые грани мастерства Искандера, жегшего глаголом сердца читателей, предстали в докторской диссертации Роота под названием "Колокол" и традиции Вольной русской прессы".
Если и говорят, что время меняет людей, то это не про Андрея Александровича! И сегодня он такой же: с прежней страстью жжет сердца студентов, призывая их гореть в избранном деле, а не тлеть, и голос его ничуть не потерял прежнего накала, звучит из-за кафедры столь же торжествующе-звонко. За плечами мэтра без малого сорок пять лет педагогического стажа, десятки питомцев, удостоенных научных степеней, а уж выпускников журфака, вылетевших из гнезда Андрея Александровича, и не счесть, имя им – легион.
Все они от души поздравляют Вас, Андрей Александрович, со славным 80-летием и желают многие лета. Исполать Вам!