Желание создать летательный аппарат, сочетающий в себе лучшие качества самолета и вертолета, завладело умами ученых всего мира еще в пятидесятых годах прошлого века. Большая скорость, дальность полета вкупе с экономичным потреблением топлива, большой грузоподъемностью и вертикальным взлетом – и вот оно, идеальное воздушное судно. Возможно, именно о таком аппарате мечтали люди в те далекие времена, когда идеи о полетах еще казались фантастическими.
Сравнительно недавно в Татарстане появился дисколет – новый вид летательного аппарата, нечто среднее между вертолетом и самолетом. Его изобретателями стали отец и сын Павловы, оттого его в народе и называют – "самолет Павловых"…
– Это самолет вертикального взлета и посадки (СВВП), который имеет крыло в виде вращающегося осесимметричного диска. При взлете и посадке из диска выдвигаются лопасти, превращая диск-крыло в несущий винт. Этот первый тип сверхзвукового СВВП, объединяющего самолет с вертолетом, получил название дисколета.
"Самолет Павловых" может летать в два-три раза быстрее, чем вертолет. Вы только представьте себе: он достигает скорости до 900-1000 километров в час, и это только при дозвуковом исполнении! Очень высокий показатель, если учесть, что вертолетчики борются за прибавку в скорости хотя бы в 10-20 километров в час. Топлива дисколет тратит в два-три раза меньше при дальности полета в две-три тысячи километров. Когда самолет с дисковым крылом взлетает, он летит, как вертолет, но затем лопасти убираются и подъемная сила создается диском-крылом.
Но самое важное то, что наш летательный аппарат имеет высокую степень безопасности для пассажиров и экипажа. В обычном самолете людям приходится лететь с надеждой на Бога. А у дисколета в случае экстренного приземления выдвигаются лопасти, и он садится фактически на любой площадке. Отсюда вытекает еще одна интересная особенность нашего изобретения: дисколет может эксплуатироваться без аэродромов (для полетов средней дальности), поскольку нет необходимости во взлетно-посадочной полосе.
То есть на "самолете Павловых" не составит труда слетать в соседний город или деревню, где нет аэродромов. И это будет гораздо экономичнее и дешевле, чем на вертолете.
– Очень во многих. К примеру, его можно использовать для доставки людей и грузов к Северному Ледовитому океану, в Сибирь, труднодоступные места. Большой грузовой самолет должен садиться на специально оборудованном аэродроме, откуда весь груз развозится по частям на вертолетах. Это весьма затратное предприятие. С дисколетом данная проблема будет решена. Есть возможность применять наше изобретение в Вооруженных Силах, то есть создавать военные СВВП для базирования на кораблях. Для проведения спасательных работ в удаленных местах. Также это отличное средство перевозки пассажиров во время распутья в сельских населенных пунктах.
– Владимир Александрович, вы с этим проектом принимали участие во многих конкурсах, авиасалонах, и не только российских. Расскажите, какие награды уже имеются в вашей копилке?
– Мы участвовали в различных и российских, и международных салонах. Например, у нас есть золотая и серебряная медали брюссельских салонов инноваций Eureka, бронзовая медаль Женевского салона, золотая – Московского. Еще мы стали победителями американского конкурса имени писателя-фантаста Роберта Хайнлайна, проходившего в Москве в 2004 году (это год рождения нашего изобретения). Жюри, состоявшее из академиков и космонавтов, признало нас первыми. А в конкурсе принимали участие очень сильные команды московских авиационного института, высшего технического университета, Самарского аэрокосмического университета и ведущих ракетных компаний.
– Дело в том, что дисковое крыло, имеющее сверхзвуковой профиль, может быть идеальным крылом для космических кораблей и ступеней ракет многоразовой посадки. А раскрывающийся при посадке несущий винт позволит операцию по спасению космонавтов превратить в управляемую вертикальную посадку в заданную точку. При этом ступени ракет не будут беспорядочно падать на расстоянии 500-700 километров от места запуска, а опустятся к месту их технического обслуживания для следующего старта.
– Ваше изобретение является престижным не только для Татарстана, но и для России. Скажите, а кто-либо заинтересовался вашим проектом для его промышленной разработки?
– Первыми проявили интерес к "самолету Павловых" представители НАСА – ведущего научно-исследовательского института авиационной промышленности США. Они приехали в Казань и сообщили, что занимаются поиском интересных изобретений по всему миру и хотят выкупить наш проект. Предложили за него немалые деньги. Но я поставил условие – изобретение должно быть достоянием не только США, но и России. Однако это не соответствовало их интересам. Затем были переговоры со Швейцарией, но и там не захотели производить дисколет вместе с Россией.
– А хотят ли наши соотечественники заниматься вашим проектом?
– Пока этого, к сожалению, не ощущается. Хотя дисколеты могут иметь не только гражданское назначение, но и решать военно-транспортные задачи. На их базе реально создавать супертяжелые десантные СВВП, в том числе сверхзвуковые, которые можно применять для спасения и замены экипажей подводных лодок и кораблей. "Самолет Павловых" вполне подходит для производства истребителей, для которых не нужно строить авианосцы, тратя на это огромные деньги и копируя чужую стратегию. Ведь десять небольших крейсеров с СВВП-истребителями выгоднее одного авианесущего корабля, который может быть уничтожен одной удачно нацеленной ракетой.
На нашем уровне разработка дисколетов завершена. Далее за это дело должно взяться государство с его финансами и промышленностью. Дисколет – это самолет вертикального взлета и посадки как по назначению, так и по способу полета. И, как скоростной летательный аппарат, должен создаваться самолетостроительными конструкторскими бюро и заводами, а не вертолетостроительными. Но с его появлением конкурентоспособность вертолета резко упадет. Многие промышленники и чиновники не заинтересованы в таком повороте дел, поэтому не стремятся поставить дисколет на поток…