Количество есть, стремимся к новому качеству

"Русский язык в школе: опыт, проблемы, поиски" – республиканская научно-практическая конференция под таким названием прошла в Казани в минувшую пятницу.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

information_items_1347368517

"Русский язык в школе: опыт, проблемы, поиски" – республиканская научно-практическая конференция под таким названием прошла в Казани в минувшую пятницу. Опыт татарстанскими учителями-словесниками накоплен действительно богатый, о чем свидетельствуют их многочисленные успехи, о которых чуть ниже. Но и проблем, как водится (и об этом мы неоднократно писали), с русским языком (и не только в школе) более чем достаточно.

И все же сначала об успехах. Их на пленарном заседании конференции озвучил первый заместитель министра образования и науки Данил Мустафин. Подчеркнув, что конференция стала достойной финальной точкой в череде мероприятий, посвященных Году русского языка в России, Данил Махмутович напомнил педагогам, что в республике действует целевая программа "Русский язык в Татарстане", так что проблемы русской словесности останутся в поле зрения властей и после того, как этот год закончится. Многое уже сделано – открыто 50 школ с русским этнокультурным компонентом, закуплено 56 полностью укомплектованных кабинетов русского языка, на подходе – еще 30. Что касается успехов, то в этом году 14 татарстанских школьников стали призерами всероссийских олимпиад по русскому языку, по этому показателю мы опередили Москву и Санкт-Петербург. А из 38 выпускников татарстанских школ, получивших нынче летом 100 баллов на едином госэкзамене, 34 – это "стобалльники" именно по русскому языку.

Что до проблем, то на пленарном заседании не стали заострять внимание на таких "мелочах", как перегруженность и низкая зарплата, сосредоточившись на вещах более глобальных. Так, директор республиканского Института развития образования (ИРО) Раис Шайхелисламов напомнил педагогам, что с нового года вступают в действие образовательные стандарты нового поколения, требующие от учителей уже не просто учить детей отдельным предметам, а воспитывать всестороннюю личность. А всестороннее развитие предполагает безукоризненную грамотность и прекрасные речевые навыки.

В то же время, заметила директор зеленодольского лицея № 9 Валентина Кибец, формирование этой грамотности должно проходить не только на уроках русского языка – ведь в школе есть много других учебных предметов и они тоже должны играть свою роль в формировании личности. Да и нельзя, отметила позже доцент ТГГПУ Людмила Андреева, говорить о формировании языковой личности, если все уроки ведутся разрозненно – каждый учитель должен во главу угла ставить грамотность своих подопечных. А вообще, по мнению зеленодольского педагога, словесникам надо сегодня обратить пристальное внимание на начальную школу, потому что, если ребенок приходит в пятый класс безграмотным, бороться с этим очень сложно.

Подводя итоги конференции, профессор ТГГПУ Валериан Габдулхаков вновь подчеркнул, что проблемы с изучением русского языка в республике, к сожалению, остаются. И хотя успехи одних педагогов несомненны, другие – преподаватели татарских школ, например, даже думать боятся о том, как их дети будут сдавать ЕГЭ по русскому языку. В общем, хотя количественных показателей успешной работы учителей-филологов немало, сегодня надо думать о том, как поднять изучение одного из государственных языков республики на качественно новый уровень. Но, чтобы это осуществить, все-таки необходимо вспомнить о насущном и выработать оптимальные варианты стимулирования учительского труда. А конференции, подобные нынешней, сделать ежегодными, дабы словесники могли и в дальнейшем делиться с коллегами опытом и обсуждать возникающие проблемы не кулуарно, а, что называется, всем миром.

 
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще