Состояние языка всегда зависит от общего уровня культуры. Поголовное бескультурье, царящее сегодня в российском обществе, неизбежно отражается на степени чистоты русского языка. А эту проблему не решить только силами учителей и вузовских педагогов – здесь нужен государственный подход. К таким вот глобальным выводам пришли участники "круглого стола", прошедшего недавно в Академии наук Татарстана (АНТ) и посвященного проблемам чистоты русского языка.
В "круглом столе" приняли участие члены Академии наук, представители Министерства образования и науки Татарстана, школьные и вузовские преподаватели-филологи. Формальным поводом для мероприятия стало то, что нынешний год в России Указом Президента Владимира Путина объявлен Годом русского языка. Однако, заметил вице-президент АНТ Рузаль Юсупов, "великий и могучий" достоин того, чтобы обсуждать его проблемы независимо от того, какой на дворе год. Кстати, само по себе объявление Года русского языка, заметила учитель с более чем тридцатилетним стажем, преподаватель казанской школы C639 Зинаида Гайнутдинова, вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, хорошо, что на государственном уровне выказали уважение к русскому языку. С другой – уважение это опять же не должно ограничиваться рамками одного года. Чистый, красивый, правильный язык должен быть постоянной нормой нашей жизни.
А вот с этим пока в стране проблемы. Грамотная речь нынче не в чести, и, к сожалению, пример неуважительного отношения к языку показывают часто люди, занимающие высокие государственные посты.
– Это же позор, когда человек, облеченный властью, допущенный к публичному слову, коряво говорит, употребляет вульгаризмы! – заметила под одобрительный гул собравшихся доцент филфака КГУ Людмила Костычева. – А какое речевое бескультурье царит нынче в средствах массовой информации! Если есть экологическая экспертиза различных проектов, почему бы не ввести лингвистическую экспертизу СМИ, дабы законодательно закрепить за ними обязанность соблюдать нормы русского языка?
Да что там СМИ, когда, как отметила преподаватель Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (ТГГПУ) Людмила Андреева, даже современные писатели, кои должны бы относиться к слову с почтением, сплошь и рядом используют в своем творчестве нецензурную лексику.
– Это уже не эстетика постмодернизма, а просто хулиганство, – развела руками вузовский педагог.
– Только когда грамотная речь будет престижной, когда без нее нельзя будет устроиться на хорошую работу, претендовать на хорошую зарплату, можно будет ожидать уважительного отношения к языку, – продолжила тему доцент КГУ Татьяна Виноградова.
Ну а пока этого нет, нельзя многого требовать и от школьных и вузовских преподавателей. Ведь они, отмечали собравшиеся, могут сколько угодно учить детей красивой, правильной речи, а большую-то часть времени молодежь все равно находится под влиянием языка улицы и телевизионной "развлекухи". Хотя вообще-то в татарстанских школах все не так плохо, заметила начальник управления качества общего образования Министерства образования и науки Тамара Федорова. В республике действует 48 школ с русским этнокультурным компонентом (еще в прошлом году их было 35), где больше, чем в обычных школах, выделяется часов на русский язык и литературу, вводятся дополнительные курсы по риторике, культуре речи. В скором времени в Татарстане в рамках нацпроекта "Образование" появится 53 специально оборудованных кабинета русского языка. А главное, татарстанские дети стабильно занимают призовые места на всероссийских филологических олимпиадах. Да и результаты нынешнего ЕГЭ по русскому языку порадовали – 34 выпускника получили высшую оценку в 100 баллов.
– Действительно, мы держим третье место в России (после Москвы и Санкт-Петербурга) по количеству призеров олимпиад, – согласился еще один представитель ТГГПУ Валериан Габдулхаков. – Это заслуга наших педагогов. Но вот молодых учителей в школах практически нет… Нужно решать проблему их материального стимулирования, установить учителям русского языка такие же надбавки, как и их коллегам – татарским филологам. Кроме того, нужно вернуть в школу – в массовую школу, а не только профильную – федеральный объем часов на русский язык.
Последние слова заглушили аплодисменты педагогов, которые уже успели пожаловаться, что при нынешнем учебном плане, который, например, в пятом классе предполагает только по три часа русского и литературы, просто невозможно пройти всю необходимую программу. А Зинаида Гайнутдинова перечислила, что еще необходимо учителям-словесникам:
– У нас сейчас везде устанавливают интерактивные доски. Но они не заменят грамотного учителя. И мне бы не доски эти нужны, а словари. Даль, Ожегов, словарь синонимов, антонимов – все это должно лежать на каждой парте…
Тема ЕГЭ, затронутая представительницей Минобрнауки, тоже нашла свое продолжение в дискуссии за "круглым столом". Как оказалось, результаты в 100 баллов вызывают много вопросов у университетских преподавателей. Очень много таких "стобалльников", отметила Татьяна Виноградова, приехало поступать на юрфак, но почему-то, когда на первом занятии новоиспеченным студентам предложили рассказать о себе, большинство так и не смогло составить более-менее связного рассказа. А в прошлом году в педуниверситете с первого курса филфака пришлось даже отчислить 15 человек – из числа тех, кто на едином госэкзамене по русскому языку получил очень высокие баллы. Правда, мнения о причинах такого положения дел разошлись. Большинство учителей были категоричны: ЕГЭ, тестовая форма проверки знаний, вредит качеству подготовки.
Ребенка "натаскивают" на правильные ответы, при этом мыслить и грамотно излагать эти мысли он не учится. Но от некоторых педагогов довелось услышать и такое мнение – его, правда, не озвучили вслух, а обсуждали, что называется, кулуарно – дескать, сам по себе ЕГЭ неплох, а вот проверить тех, кто проверял эти стобалльные работы, не мешало бы…
Одним словом, разговор о чистоте русского языка вылился в широкую дискуссию по многим и многим аспектам современного образования. Участники "круглого стола" сошлись на том, что такие встречи надо сделать регулярными, а для обсуждения брать более узкие темы, чтобы была возможность, не растекаясь мысью по древу, концентрироваться каждый раз на одной какой-то проблеме. Кстати, уже в декабре гуманитарно-педагогический университет совместно с Минобрнауки планирует провести в одной из казанских гимназий конференцию о проблемах преподавания русского языка в школе.
– Может быть, наши встречи послужат тому, что что-то в этой проблеме все же сдвинется, – выразил надежду Валериан Габдулхаков.
Правда, большинство собравшихся все же сошлись во мнении, что на большие перемены в этой области можно рассчитывать только в том случае, если грамотность станет государственной политикой.