Яблони на Марсе все-таки будут цвести!

На всероссийском форуме астрономов, который прошел в Казани в сентябре, председатель научного совета по астрономии при РАН Николай Карташов сказал: – В астрономии происходят революционные события, связанные с космологией и фундаментальными свойствами физики: открытие и подтверждение величин темной энергии и темной материи, из которых подавляющее большинство вещества во Вселенной и состоит.

Автор статьи: Вера АРЯМНОВА

На всероссийском форуме астрономов, который прошел в Казани в сентябре, председатель научного совета по астрономии при РАН Николай Карташов сказал:

– В астрономии происходят революционные события, связанные с космологией и фундаментальными свойствами физики: открытие и подтверждение величин темной энергии и темной материи, из которых подавляющее большинство вещества во Вселенной и состоит. Обсуждаются планы исследований: что это такое, как связано с нормальной физикой, лабораторной, с физикой астрономических объектов, их эволюцией. Это важнейшее, фундаментальное открытие, оно определит не только развитие астрономии, но и основ физики. Это первое.

Второе – исследование объектов с экстремальными условиями. Сделаны замечательные открытия, одно из которых – обнаружение нового типа объектов, так называемых магнитаров – с большими магнитными полями, чем наблюдались у нейтронных звезд, пульсаров.

Наконец, обнаружили внешние планетные системы у многих звезд. Имеются большие возможности по дальнейшему исследованию – как в области теории, так и эксперимента. Есть блестящие перспективы выдающихся технических открытий, позволяющих освободиться от влияния атмосферы для наземных телескопов. В области радиоастрономии – планы создания радиотелескопа с собирающими площадями порядка квадратного километра. В области создания обсерваторий – гигантские планы, связанные с созданием их как постояннодействующих в космосе.

А ведь всего 50 лет назад в небе зажглась первая рукотворная звездочка – искусственный спутник Земли. И люди, сразу даже не поняв того, начали жить в другом мире: человечество вступило в эпоху освоения космоса – путь развития цивилизации окончательно определился 4 октября 1957 года. Величие совершенного понятно только сейчас.

А мои сверстники, родившиеся в пятидесятые годы, едва пошли в школу, когда все сообщения ТАСС об очередном запуске начинались словами "Впервые в мире…": первое животное на орбите, первый полет в космос Юрия Гагарина, первый суточный полет Германа Титова, первый групповой полет Николаева и Поповича (знаменательный не столько тем, что корабли совершали близкий полет по орбите, а тем, что Адриан Николаев впервые покинул катапультируемое кресло в кабине "Востока", а это был риск, потому что космонавт при приземлении спасался катапультированием из кресла. Если б он не смог в него вернуться и зафиксироваться…). Первый полет женщины, первый многоместный экипаж, первый выход в открытый космос. Что же позволяло с такой скоростью делать такие невероятные вещи?

Амбициозность планов и замыслов великого Сергея Королева. Страсть! Даже школьники страстно мечтали стать космонавтами. Мечтающих о космосе ныне поубавилось. В возрасте, когда современные подростки заполняют залы дискотек и хотят красивой жизни, первое поколение родившихся в век космоса страстно хотело знать, как устроено звездное небо. Может быть, не все поголовно, но свое окружение помню – ходили под ночным небом со звездным атласом в руках, освещая его фонариком, чтобы определить созвездия на небе… Душу будоражили не только выходы человека за пределы земной атмосферы, но и возможные вторжения инопланетян на землю. Ах, этот Тунгусский метеорит! Самый монументальный фейерверк, который только доводилось видеть человеку… Что повалило 60 миллионов деревьев в тайге? Теории были разные, но мы хотели верить – это летел к нам инопланетный корабль, потерпевший крушение при посадке.

Желать так желать!

Немногие осуществили мечту стать космонавтами. Зато практически все знали имена первых космонавтов – мы знали их в лицо, потому что портреты из журналов вешали над своими столами. Чудо казалось близким, потому что оно свершилось при нас: человечество вышло в космос!

Летчик-космонавт, Герой РФ Александр Калери, гостивший в Казани в день рождения Циолковского, высказался так:

– А создателями этого чуда оно так не воспринималось – говорю со слов наших ветеранов, которые участвовали в событиях. Запуск первого искусственного спутника – неожиданный и побочный продукт гонки вооружений. Делалась межконтинентальная баллистическая ракета, были лишь планы создать спутник с комплексом научной аппаратуры, но она "опаздывала". Пуск легендарной ракеты "Р-7" в августе 57-го оказался успешным только частично. Ракета отработала нормально, однако головную часть на полигоне найти не удалось – это естественно. Специалисты по аэродинамике и теплозащите не готовы были спасти головную часть. Но в заделе оставались еще ракеты, и Сергей Королев предложил: давайте используем одну на запуск простейшего спутника. Он везде любил быть первым. Так что пуск орбитального объекта был как бы в зачет отработки баллистической ракеты. Разработчики не ожидали того политического резонанса и ликования, восторга, который произошел за событием.

Собственно, это все теперь уже не секрет, но вот малоизвестный факт от Александра Юрьевича:

– 1960 год. Еще "Восток" не полетел. Первая шестерка космонавтов только начинает готовиться к полету, а у Сергея Павловича уже ведутся исследования по проработке облика марсианского корабля. Группа Михаила Тихонравова, которая внесла неоценимый вклад и в первый спутник, и в полет первого человека в космос, в это время занималась вопросом полета человека на Марс. Проводились прикидочные расчеты: облик корабля, схема полета, выбор двигателей, способы разгона на межпланетную траекторию, способы торможения у Марса. Именно тогда родилась идея торможения корабля за счет атмосферы.

Мечтать так мечтать!

Помните, все пели: "Утверждают космонавты и мечтатели, что на Марсе будут яблони цвести"?..

Сам Калери совершил 4 полета и прожил в космосе в общей сложности 609 дней. На орбитальной станции "Мир" он ел салат, выращенный им там же. Это не любопытная деталь полета, а научный эксперимент по возможности пребывания человека в среде, конфликтной условиям его существования. Калери считает, у мечты человека полететь на Марс сегодня есть фундамент. Показал схему полета экспедиционного корабля к Марсу и обратно, созданную специалистами корпорации, основателем которой был Сергей Королев. Основные параметры: длительность полета 2 года на малой тяге, время пребывания на марсианской орбите месяц. Параметры корабля: стартовая масса на орбите 500-600 тонн, поперечник 1 км, экипаж от 4 до 6 человек. Ни сейчас, ни в будущем такую массу никакая ракета не сможет вывести на орбиту. Отсюда следует, что конструкция корабля будет модульной со сборкой на орбите Земли.

Как жилые модули, так и энергетические будут с солнечными батареями. Поскольку ядерную энергетическую установку пока достаточно сложно создать – это связано с безопасностью и природоохраной, – энергию для близких межпланетных полетов будем получать от Солнца – по крайней мере до Юпитера, тут Солнца еще много.

– Что мы умеем делать и в какой стадии готовности реализация проекта? – задается космонавт вопросом и сам отвечает: – Станция "Мир" летала на орбите 15 лет. Она была типично модульной конструкцией, размеры приемлемы для использования в межпланетном корабле. Модульная конструкция предполагает совершенное владение процедурой сборки и стыковки. В 60-х годах с этим были трудности, поэтому и лунная программа предусматривала однопусковую схему, создавались гигантские ракеты, чтобы разом вывести корабль на орбиту и отправить его к Луне. С тех пор в области сближения космических аппаратов обрели колоссальный опыт.

Уже выполнено 300 жестких стыковок, так что умеем собирать модульные конструкции. Жесткая стыковка – когда свободно летящий корабль подходит к станции и попадает в гнездо приемного конуса своей штангой. Срабатывают защелки пружин и обеспечивают жесткую связь. Однако большие модули – более деликатная задача, на то есть вариант мягкой стыковки: аппарат подходит к станции, зависает, его берут манипулятором и мягко подводят друг к другу околостыковочные узлы, без соударения и динамического воздействия на станцию.

У нас единственный в мире скафандр орбитального базирования "Орлан", выдержавший 10-15 выходов в космос, это прототип скафандра для планетарной деятельности.

Вопрос о том, сможет ли человек выдержать длительный полет, уже имеет ответ. Реальность реализации этого проекта подтвердил врач-космонавт Валерий Поляков, который пробыл в космосе 438 суток подряд. Люди научились жить и работать в условиях космического полета. На станции "Мир" проведено около 10 тысяч научных экспериментов.

Летать так летать!

Калери сказал, что первые два полета пройдут без высадки на Красную планету. Они выполнят доставку телеуправляемого с орбиты Марса аппарата и действующий посадочный модуль. Третий полет – с высадкой землян на Марс. Планируется полет примерно на 2020 год.

Есть трудности, пока нерешенные: технологически жизнь на орбитальных станциях не планетарная. Космонавтам все придется брать с собой. И роль экипажа возрастает – по мере удаления от Земли радиосвязь будет все менее эффективна. Но над этим, считает Александр Юрьевич, можно работать уже сейчас, начиная эксперименты с малого – сначала космонавты на орбите день без радиосвязи, потом дольше.

В Интернете можно найти ориентировочную стоимость полета на Марс: 20 миллиардов долларов. Затратно? Во-первых, проект это международный. По-русски говоря, в складчину. Во-вторых, еще раньше, наверное, займутся Луной – горнодобывающая промышленность давно мечтает туда перебраться. Но на Луне нам, то есть им – государственным и частным фирмам, вскоре тоже не хватит места, а есть проект касательно пояса астероидов (между Марсом и Юпитером). Астероиды – источник полезных ископаемых. И к Марсу они ближе. Земля-Луна слишком далеко, а Марс рядом. И он сможет обеспечить всеми ресурсами достаточно большую индустриальную колонию. К тому же со временем там будут вполне комфортные условия. Пройдет немало времени, пока можно будет дышать марсианским воздухом без опасности умереть. Но достичь уровня, когда на поверхности можно будет находиться без скафандра, а всего лишь с какой-нибудь дыхательной маской, можно за период, сравнимый с человеческой жизнью.

Поэтому к Марсу надо лететь уже сейчас – деревьев насажать, тех же яблонь, которые выдыхают, как известно, кислород. И вообще разведать, что там возможно, а что нет в смысле обитания человека. Ведь потребуются стартовые площадки для кораблей на Марсе. Стоить они будут тоже немало, но кто сказал, что большие дела дешево стоят? Большие же мечты и того дороже. Но приятно все-таки подумать, что кто-то из правнуков может стать частным охотником за астероидами. Романтично.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще