В России необходимо разработать программу развития естественно-научного и математического образования. В Татарстане вопрос о разработке такой программы уже поставлен перед руководством республики. Об этом в среду на пресс-конференции в агентстве “Интерфакс” говорил председатель Совета ректоров республиканских вузов, ректор Казанского государственного университета Мякзюм Салахов.
Напомним, образовательная проблема диспропорции между гуманитарными и техническими специальностями уже вышла в республике на самый высокий государственный уровень – много внимания ей уделил на августовской педконференции в Заинске Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. По словам ректора КГУ, гуманитарная составляющая в школах и вузах нынче доходит до 70 процентов, что недопустимо для развитой экономики. Беда эта, отметил Мякзюм Салахов, не только российская – несколько лет назад в США забили тревогу по поводу слабого уровня преподавания естественных наук и математики в школах и колледжах, и за последние шесть-семь лет на решение вопроса конгресс США выделил более 100 миллиардов долларов.
Нашим школам и университетам о таких суммах пока приходится только мечтать. Тем не менее в КГУ в последние годы на своем уровне пытаются как-то решать проблему – ученые-физики организовали передвижные демонстрационные кабинеты, проводятся конкурсы преподавателей точных и естественных дисциплин, олимпиады для школьников. Таким образом, готовить для себя будущих студентов-технарей университету удается, но, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки и переломить образовательную диспропорцию в масштабах хотя бы республики, усилий одного вуза недостаточно – требуется специальная государственная программа, и вопрос о создании таковой в Татарстане уже решается. А городской бюджет Казани готов выделить средства для оборудования школьных кабинетов физики и химии.
Но ситуация, заметил председатель Совета ректоров, осложняется еще и тем, что в 90-е годы в стране появилось множество коммерческих вузов, а также различных филиалов – как государственных, так и частных образовательных структур. И большинство из них ориентированы как раз на гуманитарные специальности: спрос на них большой, а организация обучения, в отличие от технических направлений, не требует больших затрат. В Казани, заметил Мякзюм Салахов, некоторые из таких учебных заведений даже не утруждают себя поиском постоянного помещения, ограничиваясь повременной арендой аудиторий для занятий.
– Такие вузы просто калечат наших детей, – считает ректор КГУ. И с горечью констатирует: – Бороться с этим явлением сегодня практически невозможно. Даже в условиях демографического кризиса, когда прием во все вузы снижается, коммерческие институты и филиалы, всеми правдами и неправдами добывая лицензии, “оттягивают” на себя часть абитуриентов. Скажем, в КГУ не принимают документы у тех, чьи результаты в ЕГЭ не превышают 51 балла, а в коммерческие вузы берут даже с 10 баллами, хотя фактически это – двойка. А иные и вовсе готовы зачислить школьников без сертификата о сдаче единого госэкзамена. Кроме того, сокращение бюджетных мест в вузах (а с будущего года, заметил Мякзюм Салахов, они начнут сокращаться в разы) дает возможность коммерсантам от образования укрепить свои позиции. И, по всей видимости, пока проблемой качества высшего образования в стране не озаботятся на самом высоком уровне, переломить ситуацию не удастся.