К истокам духовной культуры

Фундаментальная монография Гамирзяна Миргазяновича Давлетшина, опубликованная в двух книгах, на двух государственных языках Татарстана: “История духовной культуры тюрко-татар” (на татарском языке) и “Очерки истории духовной культуры предков татарского народа.

Фундаментальная монография Гамирзяна Миргазяновича Давлетшина, опубликованная в двух книгах, на двух государственных языках Татарстана: “История духовной культуры тюрко-татар” (на татарском языке) и “Очерки истории духовной культуры предков татарского народа. Истоки, становление и развитие” (на русском языке), посвященная истории духовной культуры тюрко-татарского населения эпохи средневековья, безусловно, – значительное явление в историографии Татарстана последних лет, достойное внимания широкой общественности.


Для того чтобы более полно и объективно оценить значимость представляемого труда, следует напомнить положение, сложившееся в данной области исторической науки к началу 70-х годов ушедшего века. Когда Г.Давлетшин приступил к сбору материалов по теме своей кандидатской диссертации (“Духовная культура населения домонгольской Булгарии”), для историографической главы практически не оказалось специальных работ предшественников: в наличии было всего лишь несколько заметок и статей да небольшие разделы в обобщающих трудах (даже о Кул Гали писали тогда незаслуженно мало). Несмотря на это, автору удалось создать солидную источниковую базу и написать, вернее, впервые в нашей историографии воссоздать сложную картину истории духовной культуры домонгольских булгар.


Вспоминается момент защиты диссертации в Казанском университете в 1982 году, когда один из членов диссертационного совета задал ему вопрос: “А следует ли включать проблемы ислама, степень исламизации булгар в духовную культуру? То есть является ли религия составной частью культуры?” Пришлось соискателю научной степени дать развернутый обстоятельный ответ, который тогда, в годы торжества атеизма, может быть, и не всех удовлетворил. Тогда в своей представленной работе Г.Давлетшин впервые доказал – а сейчас это считается аксиомой, – что 922 год, связанный с посольством Багдадского халифа, не является годом принятия ислама в Булгарии, к тому времени он был уже широко распространен среди населения; 922 год – это дата официального признания Булгарии страной ислама со стороны халифата.


В 1990-е годы Г.Давлетшин заметно активизировал свои исследования в области духовной культуры предков татар: расширил хронологические и территориальные рамки, проблематику, обратился не только к предкам булгар (хуннам, тюркам, протоболгарам), но и к более поздним тюрко-татарским предкам – эпохи Золотой Орды и Казанского ханства. Скудность и малоинформативность письменных источников заставили его по крупицам собирать, скрупулезно изучать археологические материалы, участвуя в течение почти 20 лет в различных экспедициях, данные языкознания, этнографии, эпиграфики, нумизматики, фольклора волго-уральских татар, их тюркоязычных соседей. Именно комплексный подход к источникам, их синтез характерен для творческого стиля Давлетшина как исследователя. Это и позволило ему получить убедительные результаты в исследовании истоков, периодов становления и развития основных компонентов духовной культуры предков татарского народа.


Каковы же основные проблемы, которые в своей монографии исследует автор? Это народные прикладные знания (календарь и счет времени, метрология и система счета, космогонические воззрения, пространство и время), ислам и богословие, язычество и проблемы тенгризма, письменность и просвещение, профессиональные и научные знания (математика и химия, астрономия и геодезия, географические и исторические представления, медицина и философия). Причем каждая из этих сложных проблем, сюжетов представлена в динамике, их становление, развитие прослеживаются на протяжении почти полутора тысяч лет – со II-III веков до середины XVI столетия. В результате перед нами предстает не только полная картина духовного мира наших предков, но и ярчайшая характеристика высокоразвитой тюрко-татарской цивилизации на фоне других средневековых цивилизаций и культур. Необходимо подчеркнуть, что такого многопланового исследования в области тюркологии, выполненного на уровне достижений мировой науки, в нашей историографии еще не было.


Труд ученого востребован: к нему, как высокопрофессиональному специалисту, обращаются радио и телевидение, журналисты, издательства, работники музеев. Он – автор учебников для средних школ, учебных пособий для студентов вузов, многочисленных научно-популярных работ.


Монография Г.Давлетшина, опубликованная отдельными книгами на двух государственных языках, является новаторской по своему характеру, актуальным, научно и практически значимым по содержанию трудом. Она послужит надежной основой для будущих исследований, ибо открывает новое направление в истории культуры тюрко-татар. Убежден, что названный научный труд заслуживает Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники за 2007 год.


Фаяз ХУЗИН,
доктор исторических наук, лауреат Госпремии РТ в области науки и техники

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще