Казань должна развиваться главным образом как крупный образовательный центр – такую перспективу обрисовал перед педагогами столицы Татарстана мэр города Ильсур Метшин, выступая в четверг на пленарном заседании городской августовской конференции руководителей учреждений образования. Но для того чтобы привлечь в город учащуюся молодежь со всех регионов страны, надо еще очень многое сделать.
Открыл пленарное заседание конференции начальник городского управления образования Ильсур Хадиуллин, обозначив в своем выступлении основные проблемные моменты столичного образования. Нужно, заметил он, максимально охватить казанских детишек дошкольным образованием, сделав его доступным большинству горожан; в школах сместить акценты с гуманитарного на технологический профиль, обеспечив при этом достойное оборудование кабинетов физики и химии; активнее изучать иностранные языки; уделить особое внимание одаренным детям.
В общем, основные задачи, стоящие перед казанским образованием, мало чем отличаются от тех, что поставили перед педагогами всей республики на состоявшемся две недели назад большом педсовете в Заинске. Хотя есть и некоторые нюансы. Например, к работе с одаренными детьми планируется активно привлекать вузовских преподавателей, запустив проект “Вузовская наука – казанскому образованию”. А в каждом районе города Ильсур Хадиуллин предложил создать по пилотной школе, где с детьми занимались бы ведущие ученые республики.
Серьезный “прокол”, недопустимый для столичного образования, – компьютерная безграмотность учителей. Всего 41 процент казанских педагогов владеют компьютером на уровне пользователя, и с этим, конечно, нельзя мириться.
Ряд проблем озвучил и министр образования и науки республики Наиль Валеев. Он напомнил, что в Казани выделяется недостаточно средств на ремонт и противопожарную безопасность школ. Катастрофически не хватает детских садов – более 11 тысяч человек стоят в очереди за путевкой. Городу нужны новые профильные лицеи, а для одаренных детей, отметил министр, нужно создавать специальные интернаты.
Те же проблемы в той или иной форме звучали и в других выступлениях, подытожил которые мэр города Ильсур Метшин.
– Столичное образование вызывает у меня двойственное чувство, – признался он учителям. – С одной стороны, есть сухие цифры, за которые нам не стыдно: тридцать семь и две десятых процента городского бюджета – три с половиной миллиарда рублей – идут на нужды образования. Это много. Но когда начинаешь ходить по школам, возникает чувство неудовлетворенности – их состоянием, оборудованием, а в особенности – зарплатой учителей.
Впрочем, заметил мэр, чудес не бывает, и городская казна не может себе позволить тратить на образование еще больше, ведь в городе есть масса других проблем. Поэтому нужно научиться правильно распределять существующие финансовые потоки и вкладывать деньги туда, где они будут давать наибольший эффект. Правда, подчеркнул Ильсур Метшин, надо быть готовым к тому, что эффект может наступить через 5, 10, 15 лет – образование не та отрасль, от которой можно ждать быстрых результатов.
Мэр поделился с учителями несколько неожиданными выводами ряда мировых экспертов, которые основные перспективы столицы Татарстана видят в превращении ее в крупный образовательный центр – ведь мало в каком еще городе, по крайней мере в Поволжье, существует столько университетов и серьезных научных институтов. Но для того чтобы родителям хотелось послать своего ребенка учиться именно в Казань, нужно создавать нормальные условия – обеспечить безопасность, сделать доступным жилье, обустроить дороги, создать спортивную инфраструктуру… Обрисовав педагогам деятельность мэрии на всех этих направлениях, Ильсур Метшин подчеркнул, что Казань сегодня становится третьим городом России, отсюда вытекает серьезная задача – сделать из столицы Татарстана город-магнит, привлекающий новых, молодых жителей.
– В обозримом будущем мы планируем расширить границы города до Зеленого Дола и Верхнего Услона, а население Казани будет составлять полтора – два миллиона человек. Это значит, что у вас будет много работы, – заметил мэр.
Со своей стороны городской глава пообещал педагогам всемерную поддержку. Главным образом – финансовую. В частности, городской бюджет возьмет на себя организацию системы компьютерных курсов для учителей, чтобы к 1 сентября 2008 года все казанские педагоги владели компьютером на уровне пользователя. При этом Ильсур Метшин заметил, что бытовавшая до сих пор практика, когда время пребывания педагогов на курсах повышения квалификации вычитается из их стажа, совершенно недопустима.
Еще одна статья расходов, которую готов взять на себя город, – оплата работы в школьных компьютерных классах студентов-старшекурсников.
– У нас красивая статистика: в каждой школе есть компьютеры, Интернет. Но реальный доступ детей к этим компьютерам сильно ограничен, – отметил мэр и предложил приглашать студентов соответствующих специальностей, чтобы те помогали детям осваивать азы компьютерной грамотности во внеучебное время.
Городские власти обязуются заняться не только проблемами уже существующих образовательных учреждений, но и построить новые. Так, до Нового года в Казани появятся шесть новых детских садов. На будущий год – еще шесть и пять или семь новых школ. Всего же до 2012 года город на паритетных началах с республикой возведет несколько десятков детских садов и школ.
Особое внимание Ильсур Метшин уделил спортивной инфраструктуре. До 2010 года в городе должно появиться около 400 новых спортивных сооружений. Здесь и футбольный манеж, и теннисная академия, и стадион для водных видов спорта… Все это делается в рамках подготовки к Универсиаде 2013 года. Напомним: Казань собирается выставить свою кандидатуру на проведение этого престижного спортивного форума. Но все сооружения, подчеркнул градоначальник, будут доступны казанским детям.
Серьезную озабоченность мэра вызвали результаты Единых государственных экзаменов по физике и химии. Увы, казанские школьники написали их слабо, на “троечку”. Да и вузовские преподаватели констатируют, что уровень подготовки абитуриентов из года в год снижается.
– И я не могу обвинить в этом учителей, потому что ходил по кабинетам и понимаю, что невозможно на пальцах объяснять эти предметы, – поделился Ильсур Метшин своими наблюдениями с участниками конференции. И поддержал идею профессора КГУ Александра Фишмана о создании в городе своеобразных “видеопередвижек” – демонстрационных видеокурсов по точным наукам, с которыми по школам могли бы ездить университетские преподаватели.
Остановился мэр и на проблеме автономных некоммерческих учреждений. Подчеркнув, что никто не заставляет директоров обязательно переходить на эту форму работы, Ильсур Метшин в то же время заметил, что автономные учреждения дадут им больше свободы в распоряжении поступающими на счет школы финансами, и выразил готовность лично работать с каждым директором, пожелавшим “пуститься в это плавание”.
В завершение казанский глава восстановил “историческую справедливость”. Педагоги прислали на сцену записку, в которой напомнили мэру, что год назад, на такой же конференции, он пообещал премировать учителей, подготовивших призеров и победителей республиканских и российских олимпиад. Как выяснилось, обещанных денег педагоги так и не увидели. Мэр был несказанно удивлен таким поворотом дела – ведь средства-то были выделены!
– Это, как минимум, недоразумение, – недоуменно развел он руками. И хотя вопрос о том, почему деньги за год так и не дошли до адресатов, остался без ответа, Ильсур Метшин пообещал, что педагоги без заслуженной премии не останутся.