Совсем скоро начнется новый учебный год. И нелишне будет сейчас поговорить о детях, которые тормозят учебный процесс, тяжело усваивают элементарное, то есть о детях умственно отсталых. Эту болезненную для многих педагогов тему директор Зеленодольского лицея № 9 Валентина Кибец нынче затронула в своем выступлении на республиканской педагогической конференции в Заинске. На что Президент республики Минтимер Шаймиев заметил, что для детей с отклонениями в развитии существуют специальные, коррекционные школы. Но беда в том, что некоторые родители упорно не соглашаются признать, что у их ребенка есть такие отклонения. Поэтому сегодня многие из таких детей обучаются в обычных средних общеобразовательных школах.
Порочная практика
Увы, статистика свидетельствует: по числу детей с врожденными физическими отклонениями Россия занимает одно из ведущих мест в мире. Среди них – немалое количество страдающих умственной отсталостью. Факт, что школьники с легкой степенью отсталости допускаются к обучению в средних общеобразовательных учреждениях, известен. Интеграция таких детей в учебный процесс обычной массовой школы, по словам чиновников, происходит либо “в целях оптимизации”, либо в рамках развития так называемого инклюзивного образования, направленного на то, чтобы максимально адаптировать маленьких инвалидов к обычной жизни. Правда, речь в этом случае идет больше о детях с ограниченными физическими возможностями. Что же касается задержек умственного развития, тут все гораздо сложнее.
Рождаемость в Татарстане, как и во всей России, вздыхают учителя, остается низкой. Поэтому наполняемость первых классов идет за счет и такого контингента. Родители нездоровых детей этому только рады – никто не хочет, чтобы их сын или дочь учились во вспомогательной школе. То, что этим детям будет очень трудно среди обычных сверстников, как-то игнорируется. Усмешки и постоянное подчеркивание со стороны одноклассников ущербности таких ребят крайне отрицательно сказываются на их психике, в корне изменяют не в лучшую сторону их характер.
Начнем с посещения специальной коррекционной школы №56, где в настоящее время учатся около ста пятидесяти человек. Контингент – средняя и тяжелая форма умственной отсталости.
Рассказывает директор школы Татьяна Егорова:
– Основное направление коррекционной школы, в том числе и нашей, профессиональная подготовка – очень важно, что учащийся получает у нас специальность. После окончания коррекционной школы он может поступить в профтехучилище и в дальнейшем устроиться на работу. Такие рабочие специальности, как столяр, слесарь, маляр-штукатур, швея-мотористка, востребованы и хорошо оплачиваются. Некоторые из наших выпускников создают нормальные семьи, но, безусловно, не будем лукавить, генетически это нездоровые люди.
– В вашей школе нет детей с легкой степенью умственной отсталости…
– Таких сейчас обучают в общеобразовательных школах. И это большая проблема. Переводить учащегося в следующий класс с двумя двойками педагоги, конечно, имеют право, но дело чаще заканчивается следующим: ребенок после девяти лет обучения получает справку о том, что прослушал девять классов общеобразовательной школы и выпускается из ее стен, не имея ни образования, ни какой-то подготовки, которую он бы мог получить в стенах коррекционной школы. Многие родители этого не понимают…
– В советские времена такого не было?
– Безусловно. Поэтому и общеобразовательная школа была более сильной.
– Насколько устойчива связь этих детей с социумом?
– Если говорить о детях со средней и тяжелой формами болезни, то проблемы адаптации к окружающей среде у них, конечно, есть. Обществу объективно они неполезны. На работу таких не берут, и они, как правило, замкнуты в домашнем пространстве. Другое дело – дети с легкой степенью умственной отсталости. Они вполне могут получить соответствующую специальность и успешно работать.
Новая забота для учителей
В одной из школ Пестречинского района я, будучи несколько лет здесь педагогом, на собственном опыте столкнулся с тем, что здесь учатся умственно отсталые дети. Это было видно по качеству их устных ответов и письменных работ, по быстрой утомляемости на уроках. Руководство учебного заведения закрывало глаза на такие вещи. И его можно было понять. Многие сельские школы пытаются выжить за счет таких учеников. Иначе ввиду недостаточной укомплектованности они подлежат закрытию.
Как правило, школа, обучающая такого ребенка, по причине неуспешности результата его обучения после девятого класса выдает справку в том, что он проучился в ней с определенного класса. Но очень часто бывает так: либо по знакомству, либо за деньги таких детей ведут до одиннадцатого класса, после чего они “успешно” сдают экзамены и получают аттестат.
Пребывание и обучение таких детей в обычных классах – настоящая проблема как для учителей, так и для школьников. Педагогу трудно вести урок, когда одни ученики работу уже выполнили и сидят без дела, а другие не успевают или не могут решить простой вопрос или пример. Структура урока от этого нарушается, цель учебы не достигнута, дисциплина падает.
Кроме того, исчезает объективность оценки знаний. Если отметкой “три” определяются способности слабого ученика, то троечники претендуют только на “четыре”, а ударники требуют себе “пятерку”. Количество завышенных оценок растет, а старание и уровень знаний отличников от такого подхода только падают.
Проблема усугубляется еще и тем, что родители слабого ученика никогда не признают, что их чадо отстает в нормальном развитии, и считают, что отставание в учебе, пробелы в знаниях, плохие отметки их ребенка – вина педагогов.
Порой доходит до абсурда. Учитель не хочет выставлять удовлетворительную оценку слабому ученику, а на педсовете руководство его за это отчитывает: оценка “два” – недоработка учителя. “Двойку” вы ставите не ученику, а себе”, – говорит начальство.
Рекомендации… и только?
Комментирует ситуацию председатель психолого-медико-педагогической комиссии по отбору детей в коррекционные учреждения города Казани Любовь Кирюхина:
– Наша комиссия обслуживает коррекционные учреждения столицы республики. Мы занимаемся детьми с нарушениями зрения, с задержкой психического развития и умственно отсталыми.
В селах работает аналогичная республиканская комиссия. При ней действуют выездные комиссии, которые определяют детей для обучения в коррекционных школах и рекомендуют их туда перевести.
Комиссия укомплектована специалистами – дефектологами, психиатрами, логопедами – педагогами с большим стажем работы. Диагноз ребенку ставится врачом-психиатром. Чаще всего – в дошкольном возрасте. Но в последнее время остро стоит проблема с “переростками”, умственная отсталость которых определяется намного позже. Комиссия имеет право осматривать детей в возрасте до девяти лет. А довольно часто по вине родителей дети идут на комиссию, будучи уже пяти-шестиклассниками.
– Случается ли, что мнение членов комиссии родители игнорируют?
– Да, очень часто родители не соглашаются с поставленным диагнозом, а без их согласия перевести ребенка в коррекционную школу, обучать его по специальной программе не имеет права никто. Решения комиссии имеют только рекомендательный характер. При несогласии с рекомендацией ребенок остается в общеобразовательной школе. И иногда родителю надо несколько лет, чтобы убедиться: его чадо не в состоянии усвоить обычную школьную программу. И самому ребенку в обычной школе непросто – он там по знаниям самый слабый. Все это, как правило, приводит к тому, что у него пропадает желание учиться, подросток предпочитает школе улицу.
– А в чем основные причины умственной отсталости ребенка?
– Их два комплекса – врожденные и приобретенные. Врожденные аномалии, если они не генетические, – следствие различных вредных влияний на организм младенца во внутриутробном периоде – интоксикаций, травм, нарушений питания, особенно употребления алкоголя, наркотиков, никотина – то, что сейчас так распространено среди молодежи.
Приобретенные – это следствие родовых травм ребенка при его рождении и вредные влияния в последующие периоды развития. Опасными бывают механические повреждения плода – родовые травмы, остановка дыхания у рождающегося ребенка – асфиксия. В первые годы жизни аномалии его развития могут быть вызваны некоторыми инфекционными болезнями – это энцефалит, менингит, полиомиелит, корь, грипп…
Не проходят бесследно для ребенка и неблагоприятные социальные условия его жизни – например длительное нахождение в младенческом возрасте в больнице в случае поступления его туда в качестве “отказного”. Это тормозит и физическое, и интеллектуальное, и личностное его развитие.
Гордиев узел
Проблема умственно отсталых детей в нашей стране в последние годы становится особенно острой. Число их стало увеличиваться пропорционально росту наркомании, курения и пьянства в обществе, негативным социальным факторам.
Для того чтобы поправить демографическую ситуацию, в последнее время государство материально поощряет матерей, рожающих детей, – выдает им денежные компенсации, предоставляет преимущества в получении жилья. Но ведь понятно, что возможностью рожать детей ради денег воспользуются не только ответственные родители, но и асоциальные… То есть проблема эта может обостриться еще больше.
Поможет ли здесь инклюзивное образование? И как его усовершенствовать? Можно ли использовать тут опыт Запада? В Швеции, например, умственно отсталые дети учатся в обычной школе. Но там для них открыты специальные классы. У нас же, как видим, нездоровых детей сажают часто в обычные классы. С одной стороны, это вроде бы по отношению к ним милосердно. А с другой? В любом случае замалчивать эту проблему – значит уподобляться страусу, зарывающему в случае опасности в песок свою голову.