Обязательное знание английского языка для всех выпускников татарстанских школ, отдельная программа для работы с одаренными детьми, создание на селе базовых школ с усиленным материально-техническим оснащением – все это, по мнению Президента Татарстана Минтимера Шаймиева, необходимо для того, чтобы дети в республике росли успешными и конкурентоспособными личностями.
Актуальные вопросы сегодняшнего образования обсуждались на пленарном заседании традиционной республиканской педагогической конференции, которое, как мы уже писали, прошло в минувшую пятницу в Заинске при активном участии главы республики.
О доступности и уроках английского
– Образование – важнейший ресурс экономического роста общества, – заметил, открывая пленарное заседание, Премьер-министр республики Рустам Минниханов. И напомнил собравшимся, какие перемены происходили в последние годы в образовательной сфере Татарстана: идет реорганизация сети сельских школ, создано 13 образовательных кластеров, в состав которых вошли учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, с нового учебного года вводится подушевое нормативное финансирование образовательных учреждений. И все это, продолжил тему в своем докладе министр образования и науки Наиль Валеев, нацелено на то, чтобы республиканская система образования стала одной из лучших в стране.
А для этого, полагает министр, нужно еще очень многое сделать на всех уровнях образовательной парадигмы, начиная с дошкольного образования, которым необходимо охватить всех детишек в республике, чтобы создать им равные стартовые возможности.
Вообще, подчеркнул Наиль Валеев, если мы хотим воспитать людей, которые будут востребованы в современном мире, то непременно нужно сделать хорошее образование доступным каждому ребенку, независимо от места жительства. Поэтому особое внимание надо обратить на новые образовательные технологии, в частности, дистанционное обучение, которое благодаря сети Интернет можно внедрять даже в самом отдаленном сельском районе. С 1 сентября во всех школах республики появится высокоскоростной Интернет, а дополнением к этому должны стать электронные учебники и пособия, которые сделают процесс обучения более интенсивным и доступным.
Министр особо остановился на проблемах языковой подготовки школьников, заметив, что нужны новые подходы к изучению иностранных языков. И тут его активно поддержал Минтимер Шаймиев.
– Каждый, кто оканчивает школу, должен знать два государственных языка и обязательно – английский, – отметил Президент. – Нельзя быть конкурентоспособным, не зная языка, на котором говорит весь мир. И не может быть, чтобы наши учителя с этой задачей не справились. Только начинать учить язык надо не позже первого класса.
Президент обозначил и срок выполнения задачи: к 2018 году татарстанские школы должны выпускать детей, знающих не меньше трех языков. И добавил, что неплохо бы засесть за английский и всем руководителям республиканских министерств и ведомств, сообщив при этом, что и сам готов брать подобные уроки.
О точных науках и школе бизнеса
Вообще, глава республики был самым активным участником пленарного заседания, постоянно ведя диалог с выступавшими и проявляя при этом прекрасную осведомленность во всех поднимаемых вопросах. Стоило, например, профессору-физику Казанского государственного университета Александру Фишману упомянуть о том, что сегодняшняя школа, ударившись в гуманитарное направление, уже на раннем этапе отсекает более половины детей от естественнонаучных дисциплин, Президент тут же отметил, что знаний по точным наукам у наших детей действительно маловато и это не делает чести школе. Минтимер Шаймиев всецело поддержал идею ученого о создании в республике технического музея для детей, где они могли бы получать знания об окружающем мире на наглядных примерах.
– Давайте сделаем это в Казани! – предложил Президент, а Рустам Минниханов тут же подхватил эту идею и заметил, что ее вполне возможно осуществить на территории одного из технопарков.
Главе республики, как выяснилось, хорошо знакомы не только школьные проблемы, но и трудности высшего порядка. Выслушав выступление ректора Казанского государственного финансово-экономического института Шамиля Валитова, рассказавшего о том, как успешно в вузе проводится подготовка менеджеров высшего звена, Президент тут же возразил, что слышал от многих руководителей республики не слишком лестные отзывы об этой подготовке. И отметил, что практика последних двух лет – посылать специалистов получать бизнес-образование за границей – это вынужденная мера, а нужно, чтобы этими знаниями наши менеджеры овладевали в родной республике. Кстати, о необходимости создать в Татарстане высшую школу инновационного бизнеса упомянул в своем докладе и Наиль Валеев, заметив при этом, что хорошая бизнес-школа может привлечь в Татарстан специалистов со всего Поволжья.
О болевых точках
В общем, подытожил Президент все ранее сказанное в своем заключительном выступлении, поставить нашему образованию твердую “пятерку” пока нельзя – к этой оценке надо еще идти и идти.
– Образование оказалось, пожалуй, самым сложным из национальных проектов, – отметил Минтимер Шаймиев. – Если в других сферах все более-менее ясно, то здесь мы пока находимся в начале большого пути. Однозначных путей реформирования этой сферы нет.
Много существует болевых моментов, через которые надо пройти, отметил глава республики. Например, та же оптимизация сельских школ. Болезненный процесс, но неизбежный, и заниматься этим надо, хоть и с большой тщательностью и осторожностью. Потому что селу обязательно нужны базовые школы с усиленными возможностями подготовки.
Или взять кластерную реформу. Многие училища и техникумы болезненно отреагировали на то, что теперь не могут принимать девятиклассников, – там справедливо опасаются, что в таких условиях они не смогут выполнить план по приему. А ведь при подушевом финансировании недобор учащихся означает денежный недобор…
– Мы договорились, что в первые два года даже незагруженные училища материально не пострадают, – пообещал Минтимер Шаймиев. И добавил: речь не идет о ликвидации училищ, но оптимизировать их тоже нужно, исходя из того, насколько востребованы те специальности, по которым они готовят учащихся.
Зато для школ, отметил Президент, подушевое финансирование открывает новые возможности – теперь у них есть стимул “гоняться” за учениками, а значит, создавать достойные условия для получения качественного образования. При этом Минтимер Шаймиев посоветовал педагогам обратить отдельное внимание на одаренных детей – для работы с ними надо создавать специальную программу, чтобы они могли более интенсивно развивать свой научный и творческий потенциал.
Самим же педагогам Президент пообещал с 1 сентября повышение зарплаты на 15 процентов. А работникам дошкольных учреждений плюс к этому – надбавку еще в 10 процентов.
– Конечно, оплату труда педагогов надо бы поднять значительно, и это дело скорого времени, но такое станет возможным только после того, как произойдут структурные изменения в отрасли, – заметил глава республики.
Что же касается сотрудников профлицеев и техникумов, то их зарплата теперь будет повышаться за счет средств работодателей. В этом году, по словам Наиля Валеева, доля бизнеса в софинансировании этих учреждений достигнет двадцати девяти процентов (против прошлогодних шести), а в 2008-м предприятия и государство должны вкладываться в подготовку рабочих кадров уже пополам.
Все образовательные реформы, отметил Минтимер Шаймиев, – вовсе не самоцель. Они направлены на главный результат – сделать наш народ конкурентоспособным.
– Мы живем в таком мире, где царит жесткая конкуренция, и наши дети должны и по уровню знаний, и психологически быть готовыми к тому, чтобы состояться в этом обществе, – обозначил конечную цель глава республики.
В завершение Президент вручил лучшим педагогам высокие республиканские награды.
В пленарном заседании августовской педконференции также приняли участие руководитель Аппарата Президента Юрий Камалтынов, первый заместитель Председателя Государственного Совета Александр Гусев, руководители министерств и ведомств, главы муниципальных районов, известные ученые, представители бизнес-сообщества республики.