9-10 августа в Заинске пройдет очередная республиканская педагогическая конференция. На сей раз основной ее темой станет содружество власти, бизнеса и образования в формировании конкурентоспособной личности. Накануне конференции мы спросили у некоторых ее участников, чего они ждут от предстоящего форума и что бы в первую очередь вынесли на обсуждение коллег. И вот о чем поведали наши собеседники.
Рамиль Халилов, заместитель руководителя исполкома, начальник управления образования Набережных Челнов:
– У предваряющих новый учебный год конференций в Татарстане есть отличительная особенность. Их не надо рассматривать как чисто педагогические форумы, на которых работники образования в своем кругу решают узко профессиональные проблемы. “Августовские педсоветы” проходят непременно на уровне Президента республики. И представителям структур власти, бизнес-сообщества на них отводится роль отнюдь не сторонних наблюдателей.
Поэтому и задачи там ставятся глобальные, касающиеся совершенствования всей системы образования в контексте ускоренного социально-экономического развития республики. В этом, кстати, содержится залог эффективности работы конференции. Ее участники не просто поговорят и разъедутся по своим городам и районам. Им предстоит наметить конкретные меры по наполнению труда педагогов новым содержанием, более тесному взаимодействию учебных заведений с работодателями.
Собственно, заявленная тема конференции давно уже в центре внимания Правительства республики. Проект по организации образовательных кластеров – один из своего рода “технологических заделов”, призванных обеспечить перевод сферы образования на рельсы рыночной экономики. В Набережных Челнах в этом направлении успешно продвигаются ОАО “КамАЗ” и профессиональное училище №47: они уже достигли договоренности о том, что училище сосредоточится на подготовке рабочих кадров для автогиганта. Неплохо идут переговоры между строительным комплексом города и училищем №114. Если реализовать задуманное до конца, наступит день, когда градообразующим предприятиям не надо будет искать кадры за пределами Челнов, а выпускникам школ – ломать голову над тем, куда пойти учиться, чтобы приобретенная профессия не оказалась никому не нужной.
Также приятно констатировать стремление директорского корпуса города реанимировать партнерские отношения с учебными заведениями, существовавшие в советскую эпоху. Например, КамАЗ каждой своей подшефной школе выделяет по шестьдесят тысяч рублей на косметический ремонт здания. Помогают школам привести себя в порядок перед новым учебным года “Камгэсэнергострой”, корпорация “Расстал”, ОАО “Челны-хлеб”, ОАО “ДСК”. Муниципальные власти это только приветствуют: ведь содержание материальной базы образования сегодня целиком лежит на их плечах.
Конечно, есть проблемы, которые в одиночку не решить. В первую очередь я имею в виду подготовку педагогических кадров. В пединститутах по старинке упор делается на знание студентами теории. И, получая диплом педагога, их выпускники не полностью отвечают своему званию. Надо коренным образом менять учебную программу в педвузах. С приходом в НГПИ нового ректора у нас такая работа началась. Мы пойдем по пути закрепления студентов за школьными классами, чтобы они держали постоянную связь с ними в течение всего срока обучения. Начинать практические занятия надо с первого курса. И хотя дефицита учителей мы пока не испытываем, однако значительная их часть – предпенсионного возраста, им рано или поздно придется искать замену. Если не будет притока в школы молодых и при этом хорошо подготовленных педагогов, положение не спасут даже прекрасно оборудованные, напичканные всевозможной электроникой учебные кабинеты.
Анфиса Залялова, директор Казанского педагогического колледжа:
– Если доведется выступить на конференции, обязательно поведу речь о проблемах подготовки специалистов в системе среднего педагогического образования в условиях образовательного кластера. И одна из проблем, которую нужно, думается, обсудить на педконференции, – это создание механизмов работы кластеров. Они уже образованы, подписаны соответствующие соглашения, но механизмы пока не прописаны. Нужна соответствующая нормативно-правовая база.
Например, чтобы нашему колледжу работать в связке с вузом, нужны сквозные учебные планы, а их должен сначала утвердить экспертный совет. Кроме того, я уверена, что в новой системе среднее
педагогическое образование обязательно должно сохраниться. Любой директор школы охотнее возьмет на работу учителя начальных классов, который прошел педколледж – именно от нас в педагогические вузы идут люди, ориентированные на профессию, а не просто на получение “корочки”. Более того, я считаю, что на базе двухступенчатой подготовки “колледж – вуз” можно сократить сроки обучения педагогов в высшей школе – ведь большую часть практических и теоретических навыков они получают в среднем звене. Так что ссузы вполне реально могут участвовать в подготовке бакалавров.
Расых Салахов, педагог дополнительного образования, руководитель художественного отделения Кукморской школы искусств:
– Считаю, что прежде всего надо обсудить то, что волнует людей на местах. Нас, например, сегодня волнует информатизация школ творческого профиля. И связано это в первую очередь с новым направлением нашей работы – социализацией детей-инвалидов. Мы создали проект работы с детьми, больными ДЦП – теми, кто не может самостоятельно посещать музыкальную или художественную школу. Хотим с нового года организовать мобильные классы, чтобы заниматься с такими детьми на дому. На конференции собираюсь рассказать о том, что мы уже сделали в этом направлении, что можем еще сделать и что нам для этого нужно. Сейчас вот необходимы ноутбуки, на которых ребята могли бы осваивать компьютерную графику. Поэтому очень важно, чтобы программа информатизации дошла и до таких школ, как наша.