Процесс пошел

В Татарстане на базе Тетюшского сельскохозяйственного техникума и Апастовского профессионального лицея № 2 создано первое автономное учреждение в сфере образования.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

В Татарстане на базе Тетюшского сельскохозяйственного техникума и Апастовского профессионального лицея № 2 создано первое автономное учреждение в сфере образования. А в ближайшее время еще 27 образовательных учреждений приобретут аналогичный статус. Об этом во вторник на брифинге в Кабинете Министров рассказал министр образования и науки РТ Наиль Валеев.


Как мы уже неоднократно писали, преобразование бюджетных организаций в автономные должно, по замыслу разработчиков Федерального закона “Об автономных учреждениях”, повысить эффективность их работы и расходования бюджетных средств. У руководителей появится возможность по своему усмотрению распределять дополнительные доходы, полученные от внебюджетной деятельности. Да и денег у них значительно прибавится, ведь бюджетное финансирование им сохраняется, а по соглашению о государственно-корпоративном партнерстве, процесс подписания которого, по словам министра, сейчас идет в республике, финансирование автономных учреждений образования со стороны бизнеса должно быть не меньшим, чем государственное. То есть, обретая новый статус, лицей или техникум получает и в два раза (как минимум) больше денег.


Первый Тетюшско-Апастовский опыт – яркий тому пример. Председателем наблюдательного совета нового учреждения стал Ринат Губайдуллин, генеральный директор холдинга “Золотой колос”. Фирма вложила только в Тетюшский сельхозтехникум 99 миллионов рублей, а суммарные ресурсы вновь созданного учреждения на сегодня составляют около 144 миллионов рублей. Это, заметил Наиль Валеев, больше, чем у иного вуза.


– Вот это уже серьезная база для создания нормальной системы подготовки высококлассных специалистов, – заметил участвовавший в брифинге начальник Департамента управления качеством начального и среднего профессионального образования Минобрнауки РТ Александр Леонтьев.


Слов нет, учреждениям начального и среднего профессионального образования очень выгодно, чтобы крупные фирмы, предприятия брали их “под крыло”. И дело не только в деньгах, а в том, что появляется возможность готовить тех профессионалов, которые действительно нужны нашей экономике, и столько, сколько нужно. Конечно, это, скорее всего, повлечет за собой уменьшение набора на некоторые специальности, а следовательно, и сокращение в перспективе преподавателей. А может, даже и закрытие отдельных профессиональных училищ и лицеев. Но работать как раньше, когда система профтехобразования готовила массу невостребованных специалистов, дальше просто нельзя, заметил Наиль Валеев.


– Жизнь все равно заставит сделать выбор в пользу автономного учреждения, – сказал министр. – Поэтому пугаться того, что происходит, не нужно – надо бороться за свое место под солнцем на образовательном рынке.


Впрочем, подчеркнул Наиль Валеев, насильно в “автономию” никого не загоняют. Более того, даже те, кто пожелал обрести новый статус, должны пройти серьезную процедуру согласования в различных министерствах и ведомствах. В первую очередь там изучают финансово-хозяйственные планы на ближайшие три года: способно ли учреждение, став автономным, обеспечить своим сотрудникам достойную зарплату? Выясняют, есть ли у профлицея или техникума точно сформулированный и профинансированный заказ на подготовку кадров от шефа-предприятия. Без этих условий нового статуса не получишь.


Впрочем, стать автономными хотят не только учреждения профобразования. В списках претендентов, представленных в Минобрнауки, – средние школы, гимназии, школы искусств и даже детские сады. Какой бизнес будет опекать их – пока неясно. Но есть подозрение, что в роли спонсоров в данном случае будут выступать родители. Впрочем, Наиль Валеев поспешил успокоить общественность в лице журналистов:


– Если детский сад станет автономным учреждением, это не значит, что за него придется платить в три раза больше.


По словам министра, речь будет идти только о повышении качества и увеличении количества предоставляемых услуг. Появятся дополнительные занятия, за которые желающие будут доплачивать. Кроме того, заметил глава Минобрнауки, уже сегодня многие школы и детские сады находят себе спонсоров. Став автономными учреждениями, они смогут активизировать работу на этом поприще.


В брифинге также принимала участие заместитель министра финансов РТ Елена Зяббарова.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще