“В последние годы у нас “по-черномырдински” получается: хотим как лучше, а выходит обратное”, – так охарактеризовал глава Новошешминского муниципального района Александр Губкин ситуацию, сложившуюся в сельском образовании, во время состоявшегося на прошлой неделе в Новошешминске совместного выездного заседания Комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам и Комиссии Госсовета по контролю за реализацией национального проекта “Образование”. И хотя в районе образовательным учреждениям не приходится жаловаться на невнимание властей (в чем депутаты и другие участники заседания смогли убедиться лично, посетив несколько школ и открыв прекрасно оборудованный новый детский сад в Черемуховой Слободе), проблем у педагогов и их подопечных все же остается достаточно.
Из пункта А в пункт В
Между новошешминскими селами Чувашская Чебоксарка и Екатериновка расстояние не очень большое – 16 километров. Уже в нынешнем учебном году планировалось преобразовать среднюю школу в Чебоксарке в основную (девятилетку) и пустить из “пункта А в пункт В” школьный автобус, чтобы возить старшеклассников. Но до сих пор этого не сделано. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, глава района Александр Губкин повез депутатов по той дороге, где должны возить детей. Немного не доехав до Чувашской Чебоксарки, автобус остановился, и участники выездного заседания, осторожно ступая по грязи, убедились: проехать дальше невозможно. Всего два с половиной километра из шестнадцати занимает неасфальтированный участок дороги между двумя селами, но в дождливую погоду (а в день заседания утром прошел дождь) они становятся непреодолимой преградой на пути школьного автобуса. В этом году дорожники вроде бы твердо обещали проложить здесь асфальт.
– Но это не единственный проблемный участок в районе, – констатировал Александр Губкин. – У нас есть такие места, где с одной стороны – овраг, с другой – вода, а между ними едет автобус с детьми – осенью и весной по скользкой грязи, зимой по гололеду…
Даже шипованная резина не всегда выручает. В прошлом году в районе был случай, когда “буханка” с одиннадцатью школьниками перевернулась на дороге Новоселки – Красный Октябрь. Слава богу, никто серьезно не пострадал. Тем не менее, считает Александр Губкин, задуманная в высоких кабинетах программа оптимизации сельских школ очень далека от реальной жизни.
– Да, это в Германии с их дорогами такая программа прошла бы, а у нас она пока невыполнима, – поддержал главу района председатель Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев.
Позже, выступая на заседании в актовом зале Новошешминской администрации, Александр Губкин упомянул и о других проблемах: национальный проект “Образование” решает вопросы денежного обеспечения учителей, но там ничего не говорится о школьном ремонте, о реконструкции ветхих зданий. В Новошешминском районе сегодня эти проблемы не стоят: благодаря стараниям местных властей о ветхих школах и детских садах тут остались лишь воспоминания. Но на это ушло много времени, сил и средств. А есть районы, где дела обстоят не так благополучно. И неплохо бы, решая задачи нацпроекта, вспомнить о таких вот насущных проблемах школ, особенно сельских.
Глава района еще раз остановился на проблеме оптимизации сельских школ и заметил: к сожалению, сегодня социальную сферу начинают оценивать с коммерческих позиций.
– Но разве можно оценивать школу, например, как производство, требуя от нее рентабельности, прибыли? Ведь это особая сфера, и эффект от ее работы будет виден, может быть, даже не при нашей жизни, – заметил Александр Губкин.
В свою очередь, участвовавший в выездном заседании первый заместитель министра образования и науки Данил Мустафин заметил, что главное в процессе оптимизации сельских школ – не экономия, а повышение качества образования. И добавил: прежде чем оптимизировать то или иное учебное учреждение, министерство будет ждать соответствующей программы от муниципальных властей. Так что если на местах считают, что условий для перевозки детей из одного села в другое нет, никто форсировать процесс реструктуризации не будет.
О больном “ребенке” замолвите слово
Еще одна проблема, которую обсуждали на выездном заседании, – выполнение республиканского закона “О государственных языках”. О том, что до реального двуязычия в республике еще далеко, говорили депутаты Туфан Миннуллин, Индус Тагиров. И это при том, что, по словам главного советника отдела культуры и развития языков народов республики Кабмина РТ Фираи Шайхиевой, за последние три года на реализацию государственной программы о языках было потрачено более 70 миллионов рублей, из них почти 45 процентов – в этом году.
Почему же немалые вложения не дают желаемого эффекта? Причин много. Одна из основных – отсутствие мотивации. Даже в татарских семьях, отмечали собравшиеся, не все родители хотят, чтобы дети в полном объеме учили родной язык – ведь это мало что им даст. В вузе требуется знание прежде всего русского, а на работе лишние знания вряд ли будут оценены по достоинству. Проект постановления Кабмина о 15-процентной надбавке работнику за знание двух государственных языков, по словам Фираи Шайхиевой, был отклонен Минфином, так как это потребует увеличения бюджетных расходов.
Еще одна грань проблемы, озвученная Александром Губкиным, – отсутствие хороших методик преподавания. Почему, задал вопрос глава района, в других странах дети успешно учат несколько языков, а наши школьники не могут освоить хотя бы два – татарский и английский? Данил Мустафин сообщил, что сейчас разработаны новые методики преподавания: в пятых-шестых классах отдельных школ идет эксперимент – внедряется инновационная модель интенсивного изучения татарского языка, и уже видно, что результативность таких уроков значительно выше обычных.
Но это – в городских школах. На селе же порой бывает так: не то что новую модель – традиционные уроки вести некому. Скажем, в том же Новошешминском районе в трех школах сегодня татарский не преподается по причине отсутствия учителя. При этом район направил 22 выпускника на целевую учебу в педвузы, и 9 из них уже получили диплом учителя татарского языка, но в школу по разным причинам вернулось только четверо.
– Думаю, в ближайшие год-два мы эту проблему решим, – пообещала начальник отдела образования исполкома Новошешминского муниципального района Альфия Сафонова. – Учителей, потерявших работу в “оптимизированных” школах, будем возить по тем селам, где требуется педагог соответствующего профиля.
Но это обещание не сильно прибавило оптимизма участникам заседания. Подводя его итоги, Разиль Валеев заметил:
– Посмотрите – мы даже проблемы татарского языка сегодня обсуждаем по-русски. А почему бы не оборудовать в каждом районе хотя бы один зал – при администрации – с возможностями синхронного перевода? Чтобы люди могли говорить на родном языке, не опасаясь, что их кто-то не поймет…
И пояснил, почему именно этой теме депутаты уделили так много внимания:
– Мы много говорим о проблемах татарского языка не потому, что русский не заслуживает того же. Но, когда в семье два ребенка, и один из них болен, больному уделяют больше внимания. Татарскому языку сегодня необходимо как раз такое внимание…