Демографический кризис, вхождение в Болонский процесс, отсутствие единой мировоззренческой базы в преподавании общественных наук – вот лишь некоторые проблемы, которые стоят сегодня перед татарстанской высшей школой. В минувшую пятницу актуальные вопросы вузовской жизни обсудили на республиканском форуме “Модернизация высшей школы в РТ: проблемы и перспективы”.
Открывая пленарное заседание форума, министр образования и науки РТ Раис Шайхелисламов отметил: вузовская общественность республики впервые за последние годы собралась в столь внушительном составе, чтобы поговорить о наболевшем. А поговорить есть о чем. Например, о демографии.
– В этом году школу окончат чуть больше тридцати девяти тысяч человек, в будущем – около тридцати одной тысячи, а через два года у нас будет примерно двадцать пять тысяч выпускников, – огласил министр нерадостные цифры. И тут же напомнил собравшимся ректорам и преподавателям: новая политика в области профессионального образования направлена на то, чтобы сориентировать большую часть вчерашних школьников на рабочие профессии. И если в прошлом году в вузы поступило около 30,5 тысячи человек, то нынче, предполагают в министерстве, эта цифра будет вдвое меньше. В профессиональные же училища и лицеи, которые нынче вошли в состав образовательных кластеров, напротив, вместо прошлогодних 5,5 тысячи, по словам министра, должно прийти 16 тысяч абитуриентов.
Эти цифры, конечно, вызвали определенное недоверие как у участников форума, так и у освещавших его журналистов – не совсем понятно, как при нынешней доступности высшего образования (в Татарстане наряду с 22 государственными действуют 12 негосударственных вузов) удастся добиться столь резкого поворота в сторону начального профессионального образования. Но вот в том, что демографический кризис, уже сказавшийся на школах, вскоре больно ударит и по вузам, сомневаться не приходится.
– Будет обостряться конкуренция, за студентов придется бороться, – обрисовал ближайшие перспективы участвовавший в работе форума Председатель Госсовета республики Фарид Мухаметшин. И предположил, что, видимо, многим вузам придется разобраться с тем, каких и сколько специалистов готовить, и отказаться от некоторых “непрофильных” направлений работы. Все равно, заметил он под одобрительный гул зала, никто не подготовит экономистов лучше, чем финансово-экономический институт, а юристов – лучше, чем университет, потому что там преподают профессионалы с многолетним опытом работы.
Фарид Мухаметшин обозначил перед преподавателями и еще одну важную проблему. В последние годы в вузовских аудиториях, особенно на факультетах точных наук, мало внимания уделяется воспитательному процессу, а ведь высшее образование, заметил он, нельзя сводить только к получению набора определенных знаний. Есть претензии и к гуманитариям: до сих пор не выработано единого мировоззренческого подхода к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин. Конечно, заметил Председатель Госсовета, прошли те времена, когда только одна точка зрения на общественные события признавалась единственно правильной, но и теперь некая общая направленность в работе республиканских вузов должна присутствовать. А координировать деятельность всех учреждений высшего профессионального образования на территории Татарстана (“будь то хоть филиал Гарварда”) должно республиканское Министерство образования и науки.
Проблемы, связанные с вхождением в Болонский процесс, обозначил заместитель председателя Совета ректоров вузов РТ, ректор Казанского государственного архитектурно-строительного университета Валерий Куприянов. Как известно, Болонский процесс предполагает двухступенчатое образование: бакалавриат и магистратуру. Но в Европе бакалавр, отметил ректор КГАСУ, – это просто человек, получивший образование, которое еще не дает ему права приступить к работе.
– А что будет делать наша высшая школа – давать образование или готовить специалистов для народного хозяйства? – задал Валерий Куприянов вопрос, на который пока, судя по разговорам в кулуарах форума, ответа у вузовской общественности нет. Да и вообще, переход на Болонский процесс до сих пор многими профессорами и доцентами воспринимается как ошибка.
Одним словом, представителям высшей школы действительно было что обсудить. И хотя одна встреча, безусловно, не может дать ответов на все вопросы, полезно уже то, заметил Фарид Мухаметшин, что проблемы обозначены, а значит, начался поиск их решения.