Право постигать науку на родном языке

В самом конце прошлого года в Казанском государственном университете культуры и искусств состоялась презентация учебников для вузов “Философия” (в 2-х кн.

В самом конце прошлого года в Казанском государственном университете культуры и искусств состоялась презентация учебников для вузов “Философия” (в 2-х кн.) и “Нэфасэт” (“Эстетика”, в 2-х кн.), созданных на татарском языке профессором этого университета, доктором философских наук К.Т.Гизатовым. Коллектив университета и присутствовавшая на презентации многочисленная научно-педагогическая общественность города высоко оценили эти учебники и единогласно проголосовали за выдвижение их на Государственную премию Республики Татарстан в области науки и техники.


Что же из себя представляют эти учебники, в чем их достоинства и значение для республики на данном этапе ее развития?


Надо сказать, что определенный опыт создания учебников по философии на татарском языке в республике уже имелся. Это книга покойного профессора М.И.Абдрахманова под названием “Диалектик материализм” (Казань, 1966), учебник “Философия” для вузов, написанный доцентом Р.Х.Абиновым (Казань, 1999). Значение этих учебников трудно переоценить, так как они в свое время показали, что эта книга с “мудрейшим” содержанием может быть создана и на татарском языке, и у читателей, в первую очередь у студентов, они получили горячее одобрение. Кроме того, выявилась еще одна немаловажная истина: многие люди татарской национальности, в особенности студенты гуманитарных вузов, оказывается, одержимы философски мыслить на своем родном языке…


Вернемся к книгам профессора К.Т.Гизатова. В первой из двух по философии должное место уделено краткой истории философии. В отличие от учебников, по которым студенты изучали историю философской мысли во все предыдущие времена, здесь кроме европейцев внимание уделено и учениям философов арабско-персидского Востока. Не только потому, что татарские философы прошлого черпали знания по “любомудрию” прежде всего у восточных философов Аль Фараби, Ибн Сины, Рушда, но и потому, что именно они в период господства в средневековой Европе клерикальных учений своим подвижничеством возродили учения Гераклита, Платона, Аристотеля и других мудрецов античной эпохи, вернув их имена в лоно мировой философской мысли.


Кроме того, в отличие от учебников прошлого, К.Т.Гизатовым уделено внимание учениям первых татарских философов (XIX век) – А.Курсави, Ш.Марджани и Ш.Культяси, которые в период разгула схоластики в мусульманской богословской философии выступили с требованием введения в систему образования в медресе светских дисциплин, чем вызвали на себя огонь критики, всяческого шельмования. Они, по существу, стали основоположниками просветительского движения среди татар.


Вторая книга данного учебника заключает в себе социальную философию. В нее, кроме традиционных тем, впервые в учебник по отечественной философии включены такие немало возбуждавшие в свое время чувства и мысли ученого мира темы, как “Проблема человека в философии” и “Проблема жизни и смерти человека”. Кроме того, в книге освещена такая требующая в наше время особо вдумчивого подхода тема, как “Культура и цивилизация”, с диалектических позиций изложена “Проблема глобализации в современном мире” и другие.


К.Т.Гизатову принадлежит честь создания впервые на татарском языке учебника по эстетике. Он назвал ее “Нэфасэт”, видоизменив слово арабского происхождения, но давно ставшее татарским “нэфис” и означающее “прекрасное”. Первая книга учебника имеет сложную структуру. Кроме ряда традиционных разделов, большое место в ней занимает раздел “История эстетики”. В нем дается изложение эстетических учений народов (в книге указывается на то, что профессиональное искусство берет начало все-таки не у античных греков, в хронологическом отношении египтяне на целое тысячелетие были “первее” греков, причем известно, что античные греки ездили в Египет учиться там скульптуре и зодчеству).


В отличие от всех предыдущих (на русском языке) учебников по эстетике, в данной книге особое внимание уделяется арабо-персидской эстетической мысли, эстетике тюркских народов (узбекской, азербайджанской, турецкой эстетикам) и – впервые в учебниках по этой дисциплине – излагаются булгаро-татарские эстетические явления, их мифология, дастаны и т.д.


Вторая книга также сложна по структуре, посвящена полностью искусству, его теоретическим проблемам. В ней рассматриваются социология и психология искусства, проблемы содержания и формы в искусстве, художественный метод и закономерности развития искусства, а также ряд других сложных и интересных вопросов.


В 60-80 годы прошлого столетия бурные споры среди ученых СССР вызвали такие явления, как национальное в искусстве, национальный характер в реальном мире, а также в искусстве, художественный метод и др. К.Т.Гизатов в исследовании этих сложных феноменов впервые в отечественной эстетике применил системный подход, что дало возможность по-новому подойти к толкованию этих явлений, дать новые дефиниции “национальной формы”, “национального характера”, раскрыть внутреннюю структуру художественного метода как целостности, по-новому истолковать метод реализма в искусстве, заменить неудачный термин “метод социалистического реализма” более адекватным, глубоко обосновать закономерности возникновения и дальнейшего развития мирового искусства.


Учитывая, что учебник предназначен читателю, знающему татарский язык, автор в своих заключениях стремился шире, чем в традиционной литературе по эстетике, опираться на эмпирический материал из культуры народов Востока, а также – из культуры татар и тюркской мифологии. В силу того, что учебник по эстетике на татарском языке в хронологическом отношении пока является первым, автору предстояло решить в значительной мере и проблему терминов эстетической науки. Рекомендованные им термины по эстетике на татарском языке (их около четырех сотен) даны в конце каждой из книг под рубрикой “татарско-русский словарь”.


В связи с изложенным у иных читателей может возникнуть вопрос: а зачем все это нужно?.. Имеются же, мол, учебники для вузов, в том числе и по философии, и по эстетике, написанные на русском языке, который с раннего детства стихийно постигается представителями всех национальностей России…


Нужно, ибо право самой национальной общности выбирать, на каком языке людям той или иной национальности постигать мудрости наук. Другой вопрос: готова ли данная общность к подобному действу, созрели ли у нее необходимые условия для осуществления стоящих задач, и, наконец, имеются ли у нее подготовленные людские силы, т.е. кадры, для претворения в жизнь этих замыслов.


Что касается новых научных терминов, обогащения словарного фонда народа, то создание терминологии по философии и эстетике (как и по естественным наукам) не является частным вопросом. Представители передовой татарской интеллигенции по праву выражали свои восторженные чувства по поводу развитости, богатства языка своего народа. Но прямо скажем, сказанное касалось более всего обыденного и литературного языков. Последний дал миру таких волшебников слова, как Г.Тукай, Г.Ибрагимов и многие другие. Но можем ли мы сегодня заявлять, что язык татарского народа на современном этапе можно отнести к разряду самодостаточных языков мира? Едва ли. На сегодня у татар оказались почти бесприютными языки многих наук – физики, химии, биологии, не говоря уж о наисовременных отраслях научной мысли. Даже философия и эстетика пребывают в состоянии лишь “казанских сирот”. В самом деле, если говорить об обсуждаемых в данной статье научных направлениях, даже издание этих учебников – пока лишь полдела.


Труд, совершенный профессором К.Т.Гизатовым, без большого преувеличения мы назвали бы подвигом перед своим народом. В самом деле, за какие-то четыре года создать целых четыре “хорошо упитанных” фолианта по самым (в теоретическом отношении) сложным научным направлениям – это удел далеко не каждого. Энциклопедичность знаний в области философии и эстетики, гражданская смелость и новаторство в постановке и решении сложных теоретических проблем, строгая логичность текста, простота языка, доступность изложенного материала для широкого читателя, обогащение двух сложнейших дисциплин – философии и эстетики – научной терминологией на татарском языке и другие достоинства книг К.Т.Гизатова дают нам основание считать, что они вправе претендовать на Государственную премию РТ.


Рустем АБИНОВ,
кандидат философских наук.
Октябрь КАДЫРОВ,
доктор филологических наук.
Анвар ХУЗИАХМЕТОВ,
доктор педагогических наук.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще