Почему сельские выпускники остаются без грантов

Доступное качественное образование для учеников сельских школ и детей из малообеспеченных семей – этот болезненный вопрос стал одним из центральных на итоговой коллегии Министерства образования и науки Татарстана, состоявшейся вчера в Казани.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Доступное качественное образование для учеников сельских школ и детей из малообеспеченных семей – этот болезненный вопрос стал одним из центральных на итоговой коллегии Министерства образования и науки Татарстана, состоявшейся вчера в Казани.


О проблеме качественного образования для сельчан первым на коллегии упомянул в своем докладе министр образования и науки Раис Шайхелисламов. Говоря о том, какие требования предъявляются нынче к содержанию начального образования (иностранный язык с 1 класса, информатика – с 3-го), министр посетовал: у малокомплектных сельских школ нет возможности содержать в штате отдельных педагогов по этим предметам. Значит, республиканским педвузам и педколледжам надо готовить для таких школ учителей “широкого профиля” – чтобы могли, кроме родного языка, литературы и математики, дать детям и основы английского с информатикой.


Позже тему продолжил участвовавший в коллегии первый заместитель Премьер-министра республики Равиль Муратов. Когда министр упомянул о грантах Правительства республики на обучение одаренных студентов и аспирантов за границей, он поинтересовался: а сколько среди тех, кто поехал за государственный счет в зарубежные вузы, выходцев из сельских школ и из малообеспеченных семей?


– Мало, – признался министр.


– А ведь у нас должно быть равнодоступное качественное образование, – заметил Равиль Муратов. – Чтобы одаренные дети из села и из категории малообеспеченных могли развивать свои таланты, получать высшее образование.


Вице-премьер привел при этом данные образовательного рейтинга, составленного по инициативе Государственного университета – Высшей школы экономики при участии Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию. По нему выходит, что по доступности образования Татарстан занимает только 22-е место среди других регионов России. И хотя Раис Шайхелисламов пояснил собравшимся, что данные этого рейтинга по всем параметрам вызвали у республиканских педагогов много вопросов и сомнений, Равиль Муратов посоветовал министерству все же внимательнее посмотреть на свою работу критическим взглядом со стороны.


– Сегодня и среди участников многочисленных конкурсов, олимпиад преобладают либо дети педагогов, либо школьники из обеспеченных семей – те, кто имеет возможность дополнительно заниматься по индивидуальной углубленной программе, – констатировал, рассказывая об опыте работы с одаренными детьми, начальник Вахитовского районного отдела образования Казани Андрей Поминов. – Видимо, надо открывать центры для одаренных детей интернатного типа, где могли бы учиться в том числе и сельские школьники.


Вообще, проблема доступного и качественного образования на селе требует серьезных изменений в организации работы педагогов. Об этом в заключительном слове на коллегии сказал Премьер-министр республики Рустам Минниханов.


– Не может школа, где учатся десять детей, дать нормальное образование, – заметил он, затронув, таким образом, еще одну болезненную проблему – оптимизации сельских школ. И добавил, – занимаясь оптимизацией, Правительство не собирается сокращать расходы на образование. Но оно планирует отслеживать эффективность этих расходов. Чтобы деньги не уходили в никуда, а обеспечивали действительно качественную подготовку школьников.


То же самое, отметил Премьер-министр, относится и к профессиональным училищам. ПТУ не должно быть местом, где подросток просто “убивает” время до армии. Реформа профессионального образования, создание образовательных кластеров – это также одна из серьезных задач, которую предстоит решать в ближайшее время Министерству образования и науки. И работа в этом направлении идет – по словам Раиса Шайхелисламова, уже продумана схема преобразования 158 учреждений начального и среднего профессионального образования в 30-40 профессиональных колледжей с двухуровневой структурой обучения. При этом, отметил Рустам Минниханов, не исключено, что часть профтехучилищ придется закрыть.


– Этот процесс, конечно, не будет безболезненным, – заметил он. – Но государство не может позволить себе просто содержать образовательные учреждения. Оно будет оплачивать подготовку конкретных квалифицированных специалистов, в которых так нуждается сегодня республика.


Ну а на все вопросы, которые возникают и еще возникнут у руководителей учреждений начального профессионального образования, Премьер-министр пообещал ответить на “круглом столе”, посвященном вопросам реформирования в этой области, который пройдет в феврале.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще