Комплексное решение

Оптимизация сельских образовательных учреждений затрагивает не только школы.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Оптимизация сельских образовательных учреждений затрагивает не только школы. В некоторых селах Татарстана начали объединять в один комплекс начальные школы и детские сады. Особенно активно этот процесс идет в Арском районе.


Лучше строить, чем латать

Заходя во двор школы села Пшенгер, сразу обращаешь внимание на резные горки и качели. В первый момент на фоне типичного школьного здания они кажутся несколько чужеродным элементом. Но надпись над входом – “Пшенгерская начальная школа-детский сад” все ставит на свои места. Там, где просторный школьный двор, – вход для учеников. Где качели – для малышей. Все в одном здании, соединенном теплым переходом.


Появился этот комплекс два года назад. Учатся здесь 47 ребятишек. Еще 30 детей ходят в детский сад. Раньше, рассказывает директор Раушан Кутдусов, школа и садик располагались в домах, построенных еще в XIX веке. Руководство района решило: чем бесконечно латать ветхие строения, лучше один раз взять и построить хорошее современное здание.


Вообще, школьное строительство для арчан – тема особая. 45 школ за пять лет – таким, пожалуй, больше ни один район республики похвастаться не может. На детей районные власти денег не жалеют, и деньги эти, считает начальник Арского управления образования Шафигулла Гарипов, потрачены не даром. Особенно если вспомнить, сколько средств ежегодно тратится по всей республике на бесконечные школьные ремонты. В новых же зданиях в обозримом будущем не будет проблем ни с текущими крышами, ни с ветхой электропроводкой, ни со сломанной мебелью. А когда на селе появляется единый комплекс, где размещаются и ученики начальных классов, и дошколята, – это экономия вдвойне. Ведь уже не нужно обогревать два здания, сокращается расход воды и электроэнергии. Есть в этой системе и другие плюсы.


– Малыши у нас, не выходя из стен детского сада, могут проходить подготовку к школе, причем ведут ее непосредственно будущие учителя, – рассказывает Раушан Кутдусов. – Педагоги и сами частенько заглядывают на детсадовскую половину, смотрят, как там идут занятия. Они ведь знают, что эти дети потом придут к ним, поэтому заинтересованы помогать воспитателям. Дошколята принимают участие во всех школьных праздниках. А спортзал? Разве может обычный детский сад позволить себе полноценный спортзал – с баскетбольными кольцами, волейбольной сеткой, борцовскими матами? А у нас – приходи и занимайся.


Между прочим, здесь есть даже кабинет информатики. И хотя в программе начальной школы этого предмета нет, но для учеников 3-4-х классов организовали компьютерный кружок. Школьные же спортзалы, считает начальник отдела по делам молодежи, спорту и туризму Арского исполкома Зульфат Давлетбаев, – это для района тоже тема особая. Они не просто оборудованы всем необходимым, но и открыты каждый день до 22 часов. Вечером, конечно, здесь занимаются взрослые. Такое решение принял глава района, чтобы и помещение без дела не простаивало, и сельская молодежь вечера после работы проводила с пользой. Но, конечно, для взрослых спортсменов в зале – отдельный вход, так что по школьным коридорам они без дела не ходят.


Пшенгерская школа-детский сад – комплекс не только образовательный. Здесь же расположены сельские библиотека и медпункт. У них тоже есть как отдельные входы, так и коридор, ведущий в школьное здание. Детишкам удобно – можно забежать на перемене и выбрать книжку. А если, не дай Бог, кто заболел, то медицинская помощь тоже под боком. И опять же – экономия тепло- и энергоресурсов.


По словам Шафигуллы Гарипова, всего в районе сегодня открыто 15 комплексов “школа-сад”. Только в этом году пять детских садов из ветхих зданий перевели под школьное “крылышко”. Где-то, как в Пшенгере, в таких комплексах располагаются еще и другие службы. В одной из деревень, например, практически пустовало трехэтажное здание клуба, а школьники ютились в маленьком здании, где занятия приходилось вести в подвале. Решено было оставить за клубом развлекательные функции только на выходные, а в будни здесь работают и школа, и медпункт, и совет местного самоуправления, и даже сберкасса.


Что характерно – школьной оптимизацией на селе в Арском районе начали заниматься еще до того, как была объявлена соответствующая республиканская программа. Но, конечно, сейчас, когда выделяются автобусы, чтобы возить детей старшего и среднего звена в базовые школы, во многом стало проще. В районе уже действуют три школьных маршрута, вот-вот пустят еще один. Автобусы находятся на балансе АТП, деньги на их содержание выделяет республиканский бюджет, так что у транспортников не возникает искушения нарушить инструкции и использовать автобусы на “непрофильных” перевозках.


Базовые принципы

Но главное в этом процессе, считает Шафигулла Гарипов, чтобы деньги опять же тратились не зря. Чтобы дети, приезжая в базовую школу, получали те самые качественные знания, ради которых и затевалась оптимизация. Примером того, что в Арском районе заботятся не только о малышах, может служить средняя школа села Ашитбаш, где сегодня, помимо местных, учатся дети еще из четырех деревень. Здание, где она расположена, тоже новое – построено в 2002 году. Никаких обшарпанных стен и потрескавшихся полов. Светлые, просторные кабинеты. Естественно, никаких родительских взносов на ремонт в школе нет. Собственно, здесь, как и в Пшенгерской школе, с родителей вообще денег ни за что не берут – учебниками и наглядными пособиями обеспечил местный бюджет, питание – за счет подсобного хозяйства, мясо дает совхоз. В общем, если у нас где еще и сохранилось в полном смысле слова бесплатное образование – то это на селе…


Но, конечно, есть еще над чем работать базовым сельским школам. Взять тот же Ашитбаш. Здесь по праву гордятся своим учителем физики и информатики Салаватом Шайхутдиновым, воспитавшим не одного призера республиканских конкурсов и олимпиад. В этом году он стал обладателем премии в 100 тысяч рублей. Говорит, когда есть такая база, как в Ашитбашской школе, нетрудно добиваться хороших результатов. Вот только если компьютерный класс здесь оборудован прекрасно, то физическая лаборатория – только на 70 процентов. Причем и то, что там есть – наследие, доставшееся школе с советских еще времен. И такая ситуация, заметим, сегодня вообще характерна для школ республики, а может, и всей России. Слов нет, информатика – наука нужная, современная. Но разве стране не нужны грамотные физики, химики, биологи? Почему в погоне за поголовной компьютеризацией мы забываем о нуждах школьных лабораторий по этим предметам?


И все же, говорит директор Рамзия Шавалиева, когда у школы есть ощутимая поддержка местных властей, работается легко. И не случайно, думается, половина сегодняшних ашитбашских учителей – воспитанники этой же школы. Если молодые специалисты чувствуют, что о них думают и заботятся, создают нормальные условия труда, они в родной дом после института обязательно вернутся.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще