Охватить всех учащихся республики профильным образованием – такова задача педагогов на новом этапе внедрения профильного эксперимента в школы Татарстана. Об этом в минувшую пятницу шла речь в Зеленодольске, где прошла республиканская научно-практическая конференция “Профильное обучение. Опыт. Проблемы. Перспективы”.
По словам принявшего участие в конференции первого заместителя министра образования и науки Данила Мустафина, в республике сейчас достаточно много образовательных учреждений, которые реализуют профильные учебные планы, но пока они рассчитаны только на тех учащихся, кто ориентирован на получение углубленного классического образования. Теперь же стоит задача создавать многопрофильные учреждения, где должны быть учтены интересы не только филологические, физические, математические, но и технические, спортивные, художественные. Словом, структура образования должна выстраиваться с учетом индивидуальных наклонностей каждого ученика. Профиль надо понимать широко, это не направленность на какую-то конкретную профессию, а скорее коридор, ведущий ребенка в определенном направлении. К этому мнению должны прийти не только педагогические коллективы, но и сами ученики, и их родители.
Заметим, что Зеленодольск был выбран местом проведения семинара не случайно. Как мы уже писали, этот город вместе с Балтасинским районом в 2003 году вошел в общефедеральный “профильный” эксперимент, в котором, помимо Татарстана, приняли участие еще девять регионов России. Сегодня в республике число экспериментальных площадок значительно расширилось, большинство школьников охвачены профильной и предпрофильной подготовкой. Так что, считает Данил Мустафин, эксперимент решил свою главную задачу – создание базы для развития профильного обучения, и сейчас нужно эту базу расширять и углублять.
При этом, заметил заместитель министра, в школах должно быть несколько параллелей, это дает больше возможностей для выбора. Но пока в республике еще много школ, где только два или даже один класс в параллели. Особенно в сельской местности. Возможно, считает Данил Мустафин, выходом из непростой ситуации станет индивидуальный подход к профилизации каждого отдельно взятого учебного заведения: в одной школе – один профиль, в соседней – другой…
В ходе конференции Данил Мустафин обратил внимание на одно из новшеств будущего учебного года – появление в республике сети школ и центров для одаренных детей. Это государственные учреждения, в которые будут отбираться наиболее талантливые ученики. Помимо этого, как один из профилей, будет формироваться кадетское образование. Ведь сегодня в каждом районе уже есть хотя бы отдельные кадетские классы.