На селе начинает формироваться рынок образовательных услуг. Такой вывод сделал министр образования и науки РТ Раис Шайхелисламов, пообщавшись в среду за “круглым столом”, посвященным вопросам оптимизации сельских школ, со школьными директорами и руководителями районных управлений образования.
Средняя школа села Кутлу-Букаш Рыбнослободского района – одна из тех, что в рамках оптимизации преобразуется в базовую. Все условия для этого здесь есть. Вот только, говорит директор Накиф Салахиев, пристрой бы сделать, ведь рассчитана школа на 200 учеников, а учится здесь 230. Помимо местных детишек, возят сюда на автобусах школьников еще из двух деревень – Бердибяково и Уреево-Челны. Но, по словам директора, еще в одной соседней деревне, Мамли-Козяково-Челны, где есть своя школа, многие родители хотели бы перевести своих детей на учебу именно в Кутлу-Букаш – там, дескать, образовательная база сильнее. Просят выделить для этих целей автобус.
Есть подобные примеры и в Лениногорском районе. По словам начальника тамошнего управления образования Рафика Хамидуллина, здесь даже учеников начальных классов, которых, вообще-то, оптимизация не затрагивает (ведь начальная школа остается в каждом селе), родители хотели бы возить на учебу в базовую школу. А Наиль Габдуллин, мензелинский коллега Хамидуллина, рассказал, что в их районе некоторые родители от пожеланий перешли к действиям и самостоятельно возят своих детей в одну из базовых школ, не дожидаясь, пока решится вопрос с автобусом. Опять же – потому что хотят дать им лучшее образование.
В общем, заметил министр образования, сегодня у сельских детей и их родителей, как и у горожан, появляется реальная возможность выбрать свою “элитную” школу, а на селе начинает формироваться рынок образовательных услуг. Значит, программа оптимизации сельских школ, которой многие так боялись, совершенно оправданна – ведь она как раз и предполагает ориентацию на базовые школы как точку роста для сельского среднего образования. Взять, скажем, Айшинскую среднюю школу Зеленодольского района. У детей, которых возят сюда из других деревень, теперь есть возможность после уроков заниматься в расположенных здесь же музыкальной и художественной школах, в оборудованном спортзале. И такие примеры не единичны.
При этом Раис Шайхелисламов напомнил собравшимся за “круглым столом”, что фактически оптимизация по инициативе районных властей шла еще до того, как была принята соответствующая республиканская программа. За последние 6 лет в республике было закрыто более 150 школ – в основном на селе. Причина – нехватка детей. В 1998 году в татарстанских деревнях сели за парты около 16 тысяч первоклашек, в 2006-м – чуть меньше 10 тысяч. И пока не видно, чтобы демографическая ситуация на селе менялась к лучшему. А это значит, что и создание базовых школ не решит всех проблем. Например, с наполняемостью классов.
– Чтобы в базовую школу пришли действительно хорошие учителя, им нужна нагрузка, нужно, чтобы было несколько параллельных классов, – заметил министр. – Реально ли это?
Нет, нереально, констатировали собравшиеся. В некоторых районах даже по нескольким деревням сегодня не собрать детишек на полноценный класс. А значит, при всех преимуществах базовой школы там трудно пока организовать полноценную систему профильного образования. Возможно, предположила начальник отдела экономики бюджетного планирования и оплаты труда Минобрнауки Ираида Габишева, имеет смысл задуматься о создании межмуниципальных базовых школ – чтобы там, где детей совсем мало, было одно серьезное крупное учреждение на два или три района. Главное в этом деле, чтобы муниципальные власти договорились между собой.
– Вот в Америке, например, родители могут выбрать для ребенка школу за сто и более километров от дома, если сочтут, что там он получит все необходимые знания, – поделился своими заокеанскими наблюдениями Раис Шайхелисламов. Впрочем, тут же оговорился: – Нам, конечно, пока до Америки далеко. Особенно в том, что касается дорог. С дорогами на селе по-прежнему сложно. Не везде еще школьные автобусы забирают детей непосредственно в родном селе – иногда им приходится пешком идти до трассы 10-15 минут. Впрочем, оно бы и не так страшно – и в городе некоторые тратят на дорогу до школы не меньше, если не больше, времени. Да только вот осенне-весенняя распутица и зимние заносы, которые у нас занимают большую часть года, делают такие прогулки очень невеселыми. Так что местным властям и Дорожному фонду этот вопрос решать все равно надо.
Еще одна проблема, о которой говорили на “круглом столе”, – это кадры.
– В ближайшие годы в ходе оптимизации у нас будут ежегодно оставаться без работы пять-восемь человек. И это без учета пенсионеров, – поделился лениногорскими подсчетами Рафик Хамидуллин. Его поддержали многие коллеги.
– Видимо, этот вопрос нам надо плотно решать совместно с Министерством труда и центрами занятости на местах, – подытожил тему Раис Шайхелисламов.
Затронули и вопрос материального поощрения учителей базовых школ. Как выяснилось, если их директора могут рассчитывать на прибавку к зарплате, поскольку у них серьезно увеличивается организационная нагрузка, то классным руководителям, у которых прибавится по 5-6 детей, особых поощрений ждать не приходится. Вообще, заметила Ираида Габишева, этот вопрос – в компетенции муниципальных властей. Но, видимо, не везде они помнят о нуждах рядового учительства. А Наиль Габдуллин посетовал, что в Мензелинском районе бюджет управления образования урезают на сумму сэкономленных при оптимизации школ средств.
– Какой интерес тогда нам вообще заниматься оптимизацией? – задал он резонный вопрос.
В общем, хоть и идет оптимизация уже давно, а болезненных вопросов здесь еще остается немало. А поскольку демографическая ситуация на селе, как мы уже упоминали, к лучшему пока не меняется, то дальше, возможно, вопросов будет еще больше. Но оказалось, что проблемы у образовательных чиновников возникают и в том случае, когда детишек много. Скажем, в Елабуге, по словам тамошнего начальника управления образования Натальи Тутаевой, в очереди за путевкой в детский сад стоят 300 детишек. При этом есть помещения, в которых можно было бы открыть дополнительные группы, есть условия для размещения детей, а вот воспитателей нет. Несколько лет назад, во время спада рождаемости, сократили соответствующие ставки. И теперь ни Минфин республики, ни местные власти не могут решить, за счет каких средств их возобновлять.
– Это не дело, когда дети есть, а воспитывать их некому, – сокрушенно покачал головой министр образования. И пообещал взять вопрос под свой контроль.