Позитивные сдвигии негативные моменты

До конца года школы, выигравшие гранты в 1 миллион рублей в рамках национального проекта “Образование”, должны полностью освоить выделенные средства.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

До конца года школы, выигравшие гранты в 1 миллион рублей в рамках национального проекта “Образование”, должны полностью освоить выделенные средства. Об этом в четверг на коллегии республиканского Министерства образования и науки, посвященной итогам первого года реализации проекта, заявила заместитель министра Любовь Овсиенко.


По ее словам, деньги уже перечислены на специальные счета в федеральном казначействе. Напомним: школы не могут потратить миллион на ремонт или премии учителям, деньги должны пойти в основном на модернизацию учебного процесса. Техника, необходимая для такой модернизации, закупается централизованно по заявкам школ на конкурсных торгах, что позволяет значительно сэкономить. Но качество, пообещала Любовь Овсиенко, от этого пострадать не должно – оборудование закупается только самое современное и только у тех поставщиков, которые гарантируют сервисное сопровождение. Что же касается того, насколько реально школам освоить свой миллион до конца года, заметила заместитель министра, то для этого будет сделано все возможное.


Подводя итоги первого года реализации национального проекта, Любовь Овсиенко остановилась на проблемах, которые нужно учитывать в будущей работе. Так, конкурсный отбор лучших учителей показал: наши педагоги мало участвуют в различных конкурсах и не слишком усердно повышают квалификацию. Последнее актуально и для руководителей учреждений образования. Особенно это касается сельских педагогов – все расходы по их дополнительному обучению, включая транспортные и командировочные, должны нести бюджеты муниципалитетов, у которых денег на эти цели зачастую просто нет.


Еще одна проблема – старение педагогических кадров. Средний возраст татарстанского учителя – 41-42 года. Почти 10 процентов педагогов – пенсионеры, особенно высок этот процент в крупных городах. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что в республике разрабатывается не так много авторских учебных программ, как хотелось бы, – вряд ли можно ожидать от пенсионеров большого энтузиазма в данном вопросе. Но и у молодых есть свои проблемы, в основном жилищные. В 2006 году, по словам Любови Овсиенко, по программе социальной ипотеки получили жилье 367 учителей. А нуждающихся в улучшении жилищных условий в республиканской системе образования насчитывается более 7 тысяч человек.


Но эти и ряд других выявленных проблем все же не помешали участникам коллегии положительно оценить результаты первого года реализации проекта “Образование”.


– Говорить, что за последние полгода мы смогли изменить всю систему образования, было бы несерьезно, – заметила Любовь Овсиенко. – Но проект инициировал позитивные сдвиги.


– Уже можно отследить некую тенденцию, – продолжил эту мысль министр образования и науки Раис Шайхелисламов. – Формируется институт лидеров среди образовательных учреждений и учителей.


Но особо порадовался министр за классных руководителей – им в республике в рамках нацпроекта уделили самое серьезное внимание. Помимо федеральных доплат, они получали дополнительные деньги из местного бюджета, а в некоторых муниципалитетах даже созданы специальные фонды по их поддержке.


– Для нас это очень важное направление нацпроекта, – пояснил Раис Шайхелисламов. – Потому что организация эффективной воспитательной работы влияет на его результаты в целом.


В самом деле, можно много говорить о том, чему и как учить сегодняшних детей, но воспитательных функций школы пока никто не отменял. Помимо обучения и воспитания, отметил, подводя итоги коллегии, министр, нужно подумать еще об одной проблеме. В национальном проекте предусмотрена поддержка одаренных детей и молодежи. Эта работа в республике ведется, и активно. Татарстан занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга по числу победителей и призеров многочисленных предметных олимпиад и конкурсов. Но, после того как эти одаренные юноши и девушки выходят из вузовских стен, республика теряет их из виду. Никто не отслеживает их судьбу, многие уезжают в другие города и даже страны. И получается, что, затратив немало средств, Татарстан остается без молодых талантливых специалистов, которые должны бы составить костяк новой интеллектуальной элиты.


Решение этой проблемы – одна из самых серьезных наших задач на ближайшую перспективу, считает Раис Шайхелисламов.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще