Школе нужны молодые педагоги. Нужна ли им школа?

Система школьного образования в стране в последние годы столкнулась с серьезной проблемой: молодые педагоги, особенно мужчины, все чаще расстаются с профессией, ради которой учились пять лет.

Автор статьи: Евгений СЕРГЕЕВ

Система школьного образования в стране в последние годы столкнулась с серьезной проблемой: молодые педагоги, особенно мужчины, все чаще расстаются с профессией, ради которой учились пять лет. А в наших школах прежде всего мужчин и не хватает, причем просто катастрофически.


Причина этого явления вроде бы лежит на поверхности: мужчина, как глава семьи, должен хорошо зарабатывать. Учебные заведения такой возможности не предоставляют.


Недавно я стал свидетелем того, как за одним праздничным столом встретились три выпускника Казанского педагогического университета: один сразу после вуза пошел преподавать в школу, второй устроился репортером на радио, третий – референтом в банк. Все трое – молодые, талантливые ребята, когда-то мечтавшие стать Учителем с большой буквы. У одного эта мечта сбылась. Однако говорит он об этом с горькой иронией. За верность призванию молодой человек, имеющий жену и малолетнего ребенка, получает две-три тысячи рублей, работая ежедневно не менее десяти – двенадцати часов. Ведь кроме собственно уроков ему надо заниматься с отстающими, много читать, до ночи сидеть над подготовкой к очередным занятиям, продумывать организацию праздников, рисовать плакаты, пособия, покупать на собственные деньги методическую и учебную литературу…


Другой однокашник, работающий на радио, получает 12-15 тысяч рублей в месяц. Третий, тот, что в банке, зарабатывает около 20 тысяч плюс к этому имеет солидную социальную поддержку – ему оплачивают транспорт, обеды, медицинские услуги. В школе таких денег не видели даже самые высокооплачиваемые учителя.


В Ассоциации молодых педагогов, созданной недавно в республике, убеждены: проблему крайнего дефицита мужчин-учителей нужно доносить до общества, более того, бить по этому поводу в набат. И как-то исправлять положение.


Мне удалось поговорить со многими молодыми педагогами. Настроение большинства оптимистичным в отношении будущего не назовешь. Конечно, начинающим всегда трудно – нет знания жизни, опыта, связей, зачастую нет и собственного жилья. А денег иной раз не хватает даже на самое необходимое – на приличные обувь и одежду. И в этой ситуации особую важность приобретает тот морально-психологический климат, который царит в школьных коллективах.


Здесь очень многое зависит от руководителя. Некоторые директора находят возможность помочь начинающим учителям. Где-то им доплачивают за переполненность класса (из-за нехватки педагогов и кабинетов приходится набирать в классы куда больше “законных” двадцати пяти человек), в другом месте молодых обеспечивают бесплатными проездными билетами, в третьем – за каждым новичком закрепляют “наставника”, который помогает ему не только в решении профессиональных, но и бытовых, правовых проблем, выступая как бы посредником между администрацией и начинающим учителем, который к тому же не всегда готов признаться в своих нуждах.


К сожалению, противоположных примеров значительно больше. Зачастую молодым учителям не оплачивают занятия при замене другого педагога. “Отгуляешь в отпуск”, – говорят новичку, не знающему, где взять денег на обед сегодня, чтобы до этого отпуска дожить. Не редкость, когда вновь пришедшему учителю не выплачивают своевременно подъемные, оставляют без премии – “пусть больше старается”. Словом, именно начинающие учителя, как правило, оказываются в той духовно-психологической обстановке, в том материальном положении, которые можно назвать экстремальными.


Недавно в нескольких казанских школах провели анкетирование среди учеников разных классов на тему “Школа будущего”. Очень многие дети, особенно подростки, утверждали, что им больше по душе молодой учитель, потому что ему ближе интересы ребят. А лучший учитель в понимании детей – это опять-таки мужчина…


Да, когда-то сильный пол в школе был представлен достойно. И это, конечно, очень положительно сказывалось на воспитательном процессе, особенно в отношении мальчишек, которые учились у своих наставников мужественности, трудолюбию, самостоятельности. Теперь же в школе, где дети проводят большую часть своего времени и где, по сути, формируется их характер, большинство ребят не только не общаются с мужчинами, но и вообще их не видят. А ведь очень многие из них к тому же воспитываются в так называемых неполных семьях, где родитель один – мама. Удивительно ли, что без мужского влияния и в семье, и в школе у нас вырастают, с одной стороны, инфантильные, изнеженные, а с другой – “ну совсем отбившиеся от рук” подростки.


Психологи утверждают, что самый стабильный и дружный коллектив складывается там, где большинство составляют мужчины. Там же, где они в меньшинстве, угроза конфликтов, ссор и раздоров значительно возрастает. В современных же школах сильный пол в лучшем случае занимает должности “трудовиков” и “физкультурников”. И можно только догадываться, какой морально-психологический климат царит сегодня во многих педагогических коллективах.


Укажем на еще один аспект этой проблемы. Зарплата зарплатой, но давайте признаемся: зачастую работа учителя оценивается не по тому, как у него складываются отношения с ребятами, насколько интересно проходят его уроки, любят ли дети предмет, а по чисто формальным критериям. Увы, но во многих сегодняшних школах царит дух формализма, писанины, отчетов, засилья составления планов, организации никому не нужных мероприятий… А ведь все это противоестественно сущности мужчины, претит его духу.


Проблема учителей-мужчин вышла за чисто школьные рамки и приобрела общенациональный характер. В последние годы и даже десятилетия утеряно главное – престиж профессии учителя, в котором материальная составляющая является хотя и основным, но все-таки одним из многих других условий. И даже в том случае, если государство проявит крайнюю заинтересованность в восстановлении незаслуженно утерянного статуса профессии педагога, для этого потребуются многие годы.


В школах давно отмечают: на сегодняшний день учительские коллективы не обновляются, в них нет притока “свежей крови”, у педагогических поколений исчезла преемственность. Что будет со школой завтра, когда из нее уйдут педагоги пенсионного возраста? Трудно представить.


И такая ситуация складывается при том, что наши педагогические вузы работают на полную мощь. По данным Министерства образования и науки Татарстана, ежегодно высшие педагогические заведения республики “выдают на-гора” около тысячи молодых специалистов. В школу из этого числа идет лишь около половины. Но уже через некоторое время и из этой половины работать с детьми остаются лишь десятки энтузиастов.


Социально-экономическая политика в отношении образования попросту выдавливает из класса молодых учителей. И эта беда пострашнее многих других школьных проблем.


Сегодняшняя школа – на грани кадрового коллапса. Если даже представить себе совершенно невероятную ситуацию, при которой стартовая зарплата учителя стала бы равна 20 тысячам рублей, то это все равно в одночасье не изменило бы положения. Потому что кризис школьных кадров слишком глубок: в течение полутора-двух десятков лет здесь образовалась возрастная “яма”. С ребятами сейчас работают в основном педагоги в возрасте свыше 45 лет. Молодежь составляет крайне небольшую часть учительских коллективов.


А между тем не надо открывать Америку: гармонично воспитывать новое поколение способно лишь устойчивое педагогическое сообщество, основным признаком которого является наличие в нем учителей разных поколений и, что особенно важно для педагогики, – представителей сильного пола.


Но задачу эту обществу, государству решать все равно придется. И лучше, как говорится, поздно, чем никогда. Конечно, труд учителя должен быть оценен в денежном выражении адекватно его интенсивности. И кое-что в рамках национального приоритетного проекта “Образование” в этом направлении делается. Но именно только “кое-что”. А поле это надо пахать быстрее и глубже, используя, может быть, и давно забытое. Например, мой знакомый, бывший учитель истории Зульфат Галяутдинов предлагает следующее:


– До революции и церковно-приходские, и общинные, и земские школы, и гимназии имели служебные квартиры для учителей. Пришла пора возродить этот отечественный опыт: пока учитель работает в школе, он полноправно пользуется служебной квартирой, а если уходит из учебного заведения на пенсию, то пользуется ею пожизненно. Некоторые чиновники говорят, что при нынешней государственной бедности этого невозможно сделать. Но если столетие тому назад наша страна смогла себе это позволить, в наше-то время сам Бог велел решить эту проблему.


И, наверное, с этим можно согласиться.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще