Лучшие школы и учителя республики, признанные таковыми в рамках национального проекта “Образование”, уже прикидывают, на что потратить деньги. Деньги немалые: по 100 тысяч достанется каждому учителю и по 1 миллиону – каждой школе из тех, кто вышел победителем в конкурсном отборе. А в республиканском Министерстве образования и науки уже начали готовиться к следующему отбору: в 2007 году, как и нынче, премии и гранты снова должны получить 87 школ и 289 учителей. И выбирать их будут, учитывая уже имеющийся опыт.
Одним – баллы, другим – миллион
Корреспонденту “РТ” довелось в качестве представителя от общественности принять участие в работе конкурсной комиссии, оценивающей школы, претендующие на получение миллионного гранта. Школ было представлено 145 – их отобрали на уровне местных муниципалитетов. В конечном списке на грант должно было остаться 87. За несколько дней членам комиссии предстояло просмотреть десятки пухлых папок с заявками, свидетельствами об аккредитации, лицензиями, уставами, бизнес-планами, графиками достижений, чтобы выбрать-таки лучших из лучших.
Сразу можно сказать, что в ситуации, когда большинство членов комиссии – жители Казани, школы из глубинки явно проигрывали. “Ну, этих-то мы хорошо знаем”, – то и дело приходилось слышать от экспертов, и казанские школы – из тех, чьи номера “на слуху”, – получали дополнительные баллы. В то же время некоторые сельские школы, имеющие в активе призеров Всероссийских олимпиад, могли получить от кого-то из экспертов “двойку” как раз в графе “участие в олимпиадах”.
Почему? Возможно, сыграло свою роль недоверие к тому, чего сам не видел и не можешь проверить. Ведь, с одной стороны, рассуждали эксперты, какие основания не доверять документам, заверенным районными отделами образования? С другой стороны, когда в какой-нибудь сельской школе, согласно справке, у детей стопроцентные показатели здоровья, это еще можно себе представить – свежий воздух, физический труд… Но когда там стопроцентная успеваемость по астрономии… В общем, отсутствие возможности (а это действительно просто физически невозможно) лично ознакомиться с каждой школой-претендентом сказывалось на итоговых оценках.
Впрочем, в каждой экспертной группе присутствовали представители татарстанского Министерства образования и науки, а уж они-то все школы в республике знают, о чем свидетельствовали периодические реплики – “А вот этой школе так нужен ремонт… Хорошо, если они получат грант…” Забегая вперед, скажем, что надежды не оправдались. Согласно правилам, установленным федеральным центром, ни на текущий ремонт, ни на доплаты учителям полученные деньги тратить нельзя. Они должны идти на повышение квалификации педагогов и модернизацию учебного процесса.
– Мы считаем, что такое ограничение искусственное, – говорит по этому поводу заместитель министра образования и науки РТ Любовь Овсиенко. – И те деньги, которые победители будут получать из республиканского бюджета (напомним: тем, кто грамотно распорядится российским миллионом, республиканские власти обещали добавить еще один. – Ред.), они смогут потратить, скажем, на оборудование школьных мастерских, столовых, а на селе – на ремонт теплиц или приобретение миникультиваторов.
Вернемся, кстати, к сельским школам. Возникали у экспертов при их обсуждении и другие вопросы. Скажем, наличие программы развития образовательного учреждения являлось одним из необходимых критериев отбора школы на грант (опять же по правилам федерального министерства). У городских школ в эту программу были включены различные дополнительные платные услуги, план по привлечению спонсорской помощи – в общем, администрации пытались показать, что они развиваются не только за счет государственных средств. Но ведь понятно, что это не всегда приемлемо для села, где родители просто не могут себе позволить оплачивать дополнительные услуги, а слово “спонсор” народ слышит только по телевизору…
И все же сельские школы без грантов не остались. И помогла им в этом квота, которую установило опять же федеральное министерство. Согласно ей на каждый муниципальный район должно приходиться определенное число (рассчитанное по специальной формуле) грантополучателей. Скажем, от Верхнеуслонского района в итоговый список попала одна школа, от Высокогорского – две, от Набережных Челнов – 8, от Нижнекамска – 3, от Казани – 17…
Такая система позволила повысить шансы сельчан, которым в противном случае трудно было бы соперничать с сильными городскими учреждениями. Но она же вызвала много вопросов, например, в отношении казанских школ. Дело в том, что в столице республики тоже существовала своя квота – по районам. В Советском на грант могли рассчитывать четыре школы, в Приволжском и Ново-Савиновском – по три, в Вахитовском, Московском и Авиастроительном – по две, в Кировском – одна. В итоге школа, набравшая у экспертов большое число баллов, но не попавшая в своем районе в список по квоте, оставалась за бортом конкурса, в то время как конкурент с меньшим рейтингом из соседнего района оказывался в числе грантополучателей.
– Система квотирования, разработанная российским министерством, оказалась несовершенной, – комментирует ситуацию начальник отдела программно-целевого управления среднего образования Тамара Федорова. – При выборе кандидатов на грант в следующем году мы хотим предложить отказаться от такого квотирования в Казани.
Республиканские специалисты готовятся представить федеральному центру и другие свои соображения по конкурсу. Например, считают в татарстанском Минобрнауки, надо бы тщательнее проработать критерии отбора. Скажем, отслеживать, как успешно реализуется в школе программа развития двух государственных языков. Уже сейчас в министерстве обдумывают и состав экспертных групп – туда планируется включить больше представителей общественных организаций, средств массовой информации. Для экспертов даже будет организовано обучение.
Что же касается самих школ-претендентов, то им, считают специалисты, надо бы поработать над своими программами развития, а представителям районных отделов образования неплохо бы помочь директорам в оформлении заявок – очень часто учреждения из глубинки проигрывали городским школам именно потому, что не смогли достаточно эффектно подать свои достижения.
Учителя должны учиться
Кстати, этим же – неумением “подать себя” – грешили и некоторые учителя, претендующие на премию в 100 тысяч рублей в рамках национального проекта “Образование”.
– Мы увидели сильные стороны наших педагогов – они хорошие предметники, у них прекрасно организована внешкольная воспитательная работа. Но научно-методическая сторона страдает – учителя, за редчайшим исключением, не умеют обобщать свой опыт и передавать его другим, – отмечает Любовь Овсиенко. – И это не их вина, а вина всей системы образования.
Заметим, что отобрать лучших из лучших среди учителей было еще сложнее, чем среди школ. Премии должны были получить 289 человек. На республиканском уровне претендентов было примерно в три раза больше. На муниципальном уровне на премию претендовали почти все… Конечно, большое внимание уделялось авторским программам, инновационным разработкам.
– Но мы старались отталкиваться не только от инноваций, – говорит Любовь Овсиенко. – Иногда успех зависит просто от добросовестной повседневной работы, которая в конце концов приносит прекрасные результаты. Мы таких учителей тоже поощряли, и, считаю, правильно.
Федеральные правила игры и здесь не всегда сказывались лучшим образом. Например, одним из требований была высшая квалификационная категория, и это сразу отсекло от участия в конкурсе многих молодых педагогов. Хотя республиканские специалисты считают: национальный проект должен поддержать молодежь. Или еще одно требование – публикации в педагогических журналах. Не у каждого учителя есть возможность опубликоваться, да и специальных журналов у нас не так много, на каждого не хватит…
Все свои замечания и пожелания по этой части нацпроекта республиканское министерство также обобщило и передало федеральным коллегам. С надеждой, что они будут услышаны. Но определенную “работу над ошибками”, считает Любовь Овсиенко, надо провести и на местном уровне.
– Необходимо изменить систему повышения квалификации учителей, – говорит заместитель министра. – Сегодня финансирование данного вопроса передано на муниципальный уровень, и это удручает. Мы уверены, что ряд районов просто не найдет денег на эти цели. Между тем сегодня учитель повышает квалификацию один раз в пять лет! Причем это может быть просто однодневный семинар. Мы считаем, что для таких целей должно существовать нормативное финансирование, это должна быть защищенная часть бюджета. Иначе мы учителям не поможем. Повышение квалификации должно проходить не реже, чем раз в три года, по крайней мере, по ведущим предметам, и это должны быть интенсивные многочасовые семинары. Также нужно дать учителям возможность проходить обучение в лучших педагогических вузах страны. Им необходимо ездить, общаться, обмениваться опытом с коллегами.