Статус академии повысится

На днях исполнилось 15 лет с того дня, как был подписан Указ Президента Татарстана о создании республиканской Академии наук.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

information_items_1347368500

На днях исполнилось 15 лет с того дня, как был подписан Указ Президента Татарстана о создании республиканской Академии наук. О том, какую роль это сыграло в развитии татарстанской науки и какие задачи сегодня стоят перед академиками, мы говорили с одним из тех, кто стоял у истоков этого события, – академиком-секретарем отделения медицинских и биологических наук Академии наук РТ, ректором Казанской государственной медицинской академии Марсом Михайловым.


– Марс Константинович, как все начиналось?


– Начинали мы с нуля. Я действительно входил в состав организационного комитета академии, стоял у истоков, и всеми оргвопросами приходилось заниматься с самого первого дня. Не было ни помещений, ни устава… Хотя опыт организации таких научных учреждений в нашей республике уже был – еще в 1945 году по инициативе академика Арбузова в Казани создали научный центр Академии наук СССР, который до сих пор существует, теперь это Казанский научный центр РАН.


– Какую же роль сыграла академия в развитии науки в республике?


– Одним словом тут трудно ответить. Конечно, появление серьезной организующей и направляющей организации позволило экономить силы и средства, не распыляться на бесперспективные проекты. Ведь одна из основных задач академии – экспертная, к нам поступает очень много заявок, и наши ученые являются независимыми экспертами этих проектов. Кроме того, на нас лежит ответственная задача подготовки кадров. Представители, скажем, нашего отделения медицинских и биологических наук только за пять последних лет подготовили двадцать пять докторов и более ста кандидатов наук. Все они успешно работают в наших вузах.


– Сегодня много говорят о том, что наука далека от реальной жизни, что нужно активнее внедрять разработки ученых на практике…


– Отвечу вам опять же на примере нашего отделения. Профессор Рамил Гараев, фармаколог, очень много сделал для разработки в республике необходимых лекарственных препаратов. Многие слышали про препарат мебикар. Он был синтезирован в Казанском мед-университете, на кафедре Гараева, и сейчас очень хорошо применяется. Немаловажно при этом, что наши ученые разрабатывают дешевые лекарства, которых сегодня часто не хватает. Например, в Казани, на предприятии “Татхимфармпрепараты”, производят аспирин, хорошо известный нашим читателям, стоящий копейки и, главное, необходимый и детям, и взрослым при многих болезнях. Другое дело, что в силу каких-то причин у нас почему-то предлагают людям дорогостоящие иностранные препараты…


Дальше. Мы постоянно слышим о том, что не хватает медицинского оборудования. А татарстанские физики, при участии членов нашего отделения академии, сумели создать уникальный магнитно-резонансный томограф. Один такой работающий аппарат уже стоит в Набережных Челнах, второй сейчас устанавливается в Бугульме. За эту работу большая группа ученых была удостоена Государственной премии, и сегодня финансируемое Правительством производство подобных магнитно-резонансных томографов стало одним из крупных национальных проектов, которые разрабатывает республиканская Академия наук.


Наши представители много лет работают в тесном контакте с известнейшим Казанским медико-инструментальным заводом, производящим медицинское оборудование и инструменты, в том числе и на экспорт. Ученые принимают участие в разработке, доводке этого оборудования, в его апробации в клинических условиях. Можно привести множество других примеров.


– И все же – есть академия, есть научные институты, кандидаты и доктора в вузах, и есть уровень рядового человека, который идет в районную поликлинику. Что ему дает академическая наука?


– Конечно, от Академии наук не зависит уровень медицинского обслуживания в обычной поликлинике, это невозможно. А вот в крупных учреждениях, в диагностических центрах – зависит. Во-первых, там есть необходимое оборудование. Скажем, теми же томографами (только пока импортными) Татарстан обеспечен замечательно. Мы сумели доказать руководству республики, что они нужны, и сегодня имеем более двадцати аппаратов во всех крупных городах. И каждый больной, нуждающийся в диагностике, может пройти такое обследование.


Кроме того, в крупных районных больницах и диагностических центрах работают доктора и кандидаты медицинских наук. Есть разница, смотрит тебя рядовой врач или кандидат, доктор наук? Есть, и очень большая. А ведь это все наши ученики, специалисты, которых мы подготовили.


Сейчас в рамках национального проекта “Здоровье” нашей медицинской академии совместно с КГМУ Минздрав России поручил в трех регионах – Мордовии, Марий Эл и Татарстане – переподготовить всех врачей первичного звена. Участковые терапевты и педиатры по многу лет не учились, многие понятия не имеют о современных лекарственных препаратах, даже названий их не знают. И вот мы на сегодня уже проучили полторы тысячи человек. На следующий год проучим еще примерно тысячу. А следующее наше задание – переподготовить врачей “Скорой помощи”, тысячу шестьсот человек. Ведь врач “Скорой помощи” должен быть по уровню подготовки выше участкового. А туда до последнего времени шли и санитарные врачи, и стоматологи, совместителей много было… Но сейчас им добавили зарплату, значит, пойдут хорошие специалисты. Я думаю, люди это скоро почувствуют.


– Как вам видится дальнейшее развитие академии, в частности вашего отделения?


– Конечно же, необходимо пополнение молодыми кадрами. Академиками избирают ученых известных, а к тому времени, как приходит эта известность, они уже достигают определенного возраста. Тем более что наша академия существует уже пятнадцать лет, естественно, произошло старение кадров. Конечно, необходимо расширять число членов академии. Хотя без конца расширять тоже невозможно…


Помимо этого, наши институты нуждаются в оснащении современным оборудованием. Мы в техническом оснащении сильно отстаем от зарубежных коллег. Над этим надо хорошо поработать.


– Сейчас на уровне Российской академии наук ведутся разговоры о том, чтобы сделать РАН общественной организацией…


– Действительно, были такие разговоры, предложения сделать РАН общественной организацией, а значит, лишить финансирования, помещений… Могу вас успокоить: в настоящее время обстановка нормализовалась. РАН преобразовывается в Государственную академию наук. То есть статус, наоборот, повышается. Устав будет утверждаться Правительством. Президента раньше хотели назначать, но сейчас решили, что он будет избираться на общем собрании академии и утверждаться Президентом страны. Это тоже говорит о том, что статус академии повышается. Думаю, по такой же схеме будут происходить изменения и в нашей академии.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще