Новый учебный год стал не совсем обычным для Казанского государственного университета. С 1 сентября 2006 года здесь вводится балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Связано новшество с вхождением российских вузов в Болонский процесс. Балльно-рейтинговая система – это первый шаг на пути к тому, чтобы российский диплом стал конвертируемым в Европе.
Новая система активизирует студентов, мотивирует их к самостоятельной ритмичной работе в течение всего семестра. Если раньше знания оценивались в основном во время сессии, то сейчас вводится стобалльная система оценок, и успеваемость будет рассчитываться по трем блокам: текущая работа студента в семестре, зачетно-экзаменационная сессия и социальные характеристики.
Поясним подробнее. В начале каждого семестра студентам сообщают, какое максимальное количество баллов можно получить по каждой дисциплине и каков минимальный балл, ниже которого нельзя претендовать на допуск к зачету или экзамену. В процессе учебы преподаватель периодически проводит проверку знаний путем тестов или контрольных работ. В течение семестра должно пройти не менее двух письменных контрольных проверок. И если, скажем, молодой человек в этот период примерной учебой не отличался, но получил “отлично” на экзамене, то все равно итоговый рейтинг будет невысоким. Кроме того, большое значение приобретают так называемые социальные характеристики – посещаемость, корректность общения с преподавателем, поведение на занятиях, активность в работе. За все это теперь тоже будут начисляться баллы. Максимум, на который может рассчитывать студент, – это 100 баллов или процентов. Если студент набрал в семестре 61 процент и выше, ему автоматически выставляется “зачет”.
Все набранные показатели суммируются, умножаются на определенный коэффициент, и выводится итоговый рейтинг. Создаются специальные ведомости, где наряду с обычной оценкой будут проставляться и баллы. Этот рейтинг будет учитываться при рекомендациях в аспирантуру, магистратуру, при направлениях на стажировку. А со временем на него должны обратить внимание и работодатели – в Москве, например, это практикуется уже давно.
По оценке университетского руководства, нововведение несет в себе ряд преимуществ. Ведь балльно-рейтинговая система – это первый шаг к новой системе координат в оценке студенческих знаний, к той системе, которая принята в европейских вузах.
– Единые критерии оценки качества образования открывают новые возможности для студенческой мобильности, – считает начальник отдела управления качеством образования КГУ Лейла Габдрахманова. – Со временем, например, если студент выразит желание прослушать курс лекций по микробиологии в Кембридже, то у него появится такая возможность. Причем зачетные единицы и количество часов прослушанного в Европе курса зафиксируются в российском дипломе. А после окончания вуза выпускник может претендовать на трудоустройство за границей, работодатели примут наш диплом, как любой европейский.
– Мне кажется, что балльно-рейтинговая система более объективна, – говорит второкурсник физфака Марат Салахов. – Ведь бывает, что кто-то занимался весь семестр, а кто-то прогуливал занятия и на экзамене просто списал ответы. Я не считаю себя “заучкой”, но мы поступили в университет в первую очередь, чтобы получать знания.
Правда, есть и другие мнения. Например, будущий психолог, студентка 4 курса Алсу Минегалиева учится и работает одновременно. И если раньше ей удавалось успешно сочетать оба этих занятия, то теперь, опасается девушка, придется выбирать между ними – ведь в Болонском процессе строго учитывается посещение занятий. Многие другие студенты тоже считают, что переход от прежних оценок к “всемогущему баллу” – это ограничение их свободы. Но, как говорят вузовские преподаватели, в современных условиях вхождение в общеевропейское образовательное пространство необходимо, самоизоляция может привести в тупик. А новая система оценок – это лишь этап на пути реформирования.
Университет делает первые шаги по не изведанному для России пути Болонского процесса. Хочется верить, что все надежды, возложенные на реформу, оправдаются.
Диляра ГАЙНУТДИНОВА.