На днях Казанское городское управление образования (ГУО) обнародовало рейтинг школ, опираясь на данные тестирования знаний за прошлый учебный год. Директора тех учебных заведений, что оказались в этом рейтинге на первых местах, получат ни много ни мало – по 5 тысяч рублей. Что характерно: среди школ-лидеров (по оценке ГУО) нет ни одной школы, получившей грант в 1 миллион рублей в рамках национального проекта “Образование”.
Регулярное тестирование знаний в казанских школах проводится давно. Дважды в год – в декабре и в мае – по пять человек от каждого класса (а в тестировании принимают участие классы с 4-го по 11-й), выбранных методом “случайного тыка”, в течение определенного времени работают над тестами. В тестах – вопросы по всем предметам учебного цикла, к каждому вопросу прилагаются варианты ответов, ученику надо только выбрать правильный. Один мой знакомый молодой человек лет эдак тринадцати от роду недавно весело рассказывал, как именно он проходил подобное тестирование: опаздывая на тренировку, просто “на шару” проставил галочки в первые попавшиеся клеточки. Мальчишка, что с него возьмешь! Между тем не исключено, что столь легкомысленное поведение имело для его школы серьезные последствия. Уж слишком много вопросов вызывает казанский рейтинг.
Вот, к примеру, сколько разговоров было о том, что лучшие школы страны в рамках нацпроекта получат по миллиону рублей! В Татарстане тоже определили 87 таких школ, из них 17 – в Казани. Но в первую десятку казанского рейтинга ГУО из школ-“миллионеров” вошла лишь одна – татарская гимназия №15 Кировского района. Для тех, кто не оценил тонкость момента, объясняю еще раз: из 17 казанских школ, зачисленных республиканскими (а затем и российскими) экспертами в число лучших в России, достойных поощрения ценой в 1 миллион рублей, только одна попала в 10 лучших по версии городского управления образования! Две школы, которые в процессе отбора грантополучателей набрали у экспертов максимально возможное количество баллов, – лицей при КГУ и 122-я гимназия Московского района в рейтинге далеко не на первых позициях: гимназия – на 33-м, а лицей и вовсе на
78-м месте. Знаменитая 7-я гимназия, несколько лет назад ставшая лучшей школой России, – на 26-м. 131-й лицей, два выпускника которого нынче на ЕГЭ заработали максимально возможное число баллов (100), – на
19-м. В общем, многие школы, которые в городе традиционно считаются сильными, куда стремятся родители любым путем отдать своих детей, оказались в казанском рейтинге на вторых и даже третьих ролях.
Как такое могло получиться и насколько можно доверять подобному рейтингу?
– У нас в рейтинге представлена более объективная картина, – сказала нам заведующая отделом мониторинга и статистики городского информационно-диагностического центра ГУО Ольга Биглова. И пояснила: на гранты претендовали школы, внедряющие так называемые инновационные образовательные программы, то есть предлагающие новые методики, участвующие в различных образовательных экспериментах. При этом обращалось внимание на то, сколько здесь подготовили чемпионов и призеров всероссийских олимпиад, каких творческих и научных успехов достигли в той или иной сфере учащиеся. В комплексном же мониторинге, проводимом управлением образования, основной критерий – оценка среднего уровня знаний учеников. Подчеркнем: среднего, ведь тестирование, напомним, проводится путем случайной выборки, а значит, в проверке участвуют не только лучшие, но и отстающие. И срез знаний берется не только по тем предметам, где ученики особенно сильны, а по всем, включая физкультуру.
– Поэтому у нас в лидерах оказались не те, кто ориентируется на лучших, а те, кто стабильно работает со всеми учениками, – говорит Ольга Биглова.
Что ж, в этих словах есть большая доля истины. В конце концов, не зря же столько копий было сломано вокруг тех же миллионных грантов. И наверняка многие из сотрудников тех школ, которые гранты не получили, считают себя несправедливо обойденными. Ведь так много говорили о том, что поощрять надо как новаторов, так и обычные школы-труженицы, которые ориентированы не только на вундеркиндов, но и на рядовых детей и из года в год показывают стабильные результаты. Кстати, лучшими по версии ГУО стали школы, действительно снискавшие добрую славу и пользующиеся популярностью у родителей: возглавляет рейтинг юридический лицей №159, в десятку вошли также гимназия №94 Московского района, школы №12 и №18, частная “Елена-сервис”. И инициатива городского управления, выделившего для лидеров своего рейтинга по 5 тысяч рублей, в целом похвальна: 5 тысяч – конечно, не миллион, тем не менее какая-никакая поддержка.
И все же вопросы остаются. Во-первых, вспомним историю с моим юным приятелем. Кто может ответить, сколько детишек так же, как он, решили похулиганить, отвечая на тесты? А во-вторых, все же трудно поверить, что средний уровень знаний учеников того же 131-го физико-математического лицея или лицея при КГУ не дотягивает до уровня учеников других школ, оказавшихся выше по рейтингу. Ведь в эти учебные заведения отбираются старшеклассники, имеющие хорошие показатели, причем отбираются по конкурсу, то есть их уровень заведомо выше среднегородского.
В общем, странная это штука – школьный рейтинг. И неблагодарное в принципе занятие – пытаться расставить учреждения образования по ранжиру, да еще подкрепить это деление материально. Не зря специалисты-скептики, впервые услышав о грантах для лучших школ и учителей, неодобрительно качали головами. Как бы не получилось так, что вместо спокойной работы педагоги, и без того задерганные критикой и безденежьем, начнут бороться за рейтинги, сулящие солидные дивиденды. Кто ж тогда будет учить детей разумному, доброму, вечному?