Год назад в республике был образован новый вуз – Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. Конечно, новым его можно назвать весьма условно, ведь он возник не на пустом месте, а появился в результате слияния трех вузов – Казанского государственного педуниверситета (КГТУ), Татарского государственного гуманитарного института (ТГГИ) и Татарско-американского регионального института (ТАРИ), каждый из которых имел свою историю и традиции. Но в то же время предполагалось, что это слияние станет основой качественно нового университета, который будет готовить специалистов нового уровня для нужд республики. И хотя масштабные задачи не решаются за один год, все же эта дата – повод подвести первые итоги. О том, что было сделано и что еще предстоит сделать, нам рассказал ректор ТГГПУ, доктор педагогических наук, профессор Зямиль Нигматов.
– Зямиль Газизович, прежде всего хочется спросить о проблеме, которая многих волнует. До сих пор не завершена работа по присоединению ТАРИ и ТГГИ к ТГГПУ. Что делается в этом направлении?
– Любые изменения всегда болезненны. Объединение, естественно, не может быть позитивным для всех. Но мы стараемся уменьшить негативные последствия, касающиеся и студентов, и сотрудников.
Бросить на произвол судьбы абитуриентов ТАРИ и ТГГИ мы не могли. И вместе с республиканским Министерством образования и науки в 2005 году добились выделения дополнительно на очное отделение 200 мест, а на заочное – 145. Так что абитуриенты, изъявившие желание (до выхода Постановления Кабинета Министров РТ о ликвидации) поступать в ТГГИ, поступили в ТГГПУ. Они учатся на средства из федерального бюджета. Учебно-материальная база, студенты и профессорско-преподавательский состав ТГГИ полностью переведены в ТГГПУ. Студенты, поступившие в ТАРИ на коммерческое отделение, там же и закончили первый курс. Ранее уже говорилось, что обучение студентов-бюджетников, учившихся в ТГГИ и ТАРИ до их ликвидации, будет финансироваться из республиканского бюджета вплоть до получения ими дипломов. Специальности, по которым получали образование студенты ТАРИ, не ликвидированы. Еще в феврале на них получены лицензии, но уже на имя ТГГПУ.
Следовательно, есть все основания полагать, что студенты ТАРИ и ТГГИ даже оказались в выигрыше. Ведь полученные ими дипломы, несомненно, будут обладать более высоким статусом, чем дипломы вузов республиканского значения. Кроме того, улучшились и условия обучения: студенты факультетов татарской филологии и восточных языков ТГГИ получили три этажа нового университетского здания по улице Татарстан, 2, а исторический факультет остался в главном здании бывшего ТГГИ. Студенты же ТАРИ заняли прекрасно отремонтированное бывшее здание “Татэнерго” в доме 1/55 на улице Пушкина.
– Кстати, по этому поводу были разговоры, что вот, мол, отдали федеральному вузу здания, которые принадлежали республике…
– Согласно Постановлению Кабинета Министров РТ от 11 июля 2005 года, новое здание по улице Татарстан и бывшее здание “Татэнерго” переданы университету в безвозмездное пользование сроком на 25 лет. К тому же замечу, что не все бывшие здания КГПУ сохранились за нашим вузом. Мы потеряли здание по улице Большой Красной, 5, где у нас размещался факультет русской филологии. Нам пришлось продать здание по улице Мусы Джалиля, в котором располагался факультет татарской филологии. Здание, где сейчас находится наш музыкальный факультет, также будет отдано. Факультет русской филологии и музфак переедут в здания по улице Межлаука, около Центрального рынка. Таким образом, все здания ТГГПУ сосредоточатся практически в одном квартале, и появится возможность создать студенческий городок.
Бывшее здание ТГГИ по улице Ибрагимова, 85а, передано ТГГПУ в безвозмездное пользование на десять лет. Вообще, от ТАРИ и ТГГИ мы получили лишь их главные корпуса (бывшие детсады). Остальные площади они арендовали.
– Перейдем от архитектурных к учебным вопросам. Предполагалось, что в новом университете обучение будет вестись на трех языках – русском, татарском и английском. Что сделано в этом направлении?
– Действительно, вне зависимости от национальности многие выпускники вуза будут владеть этими языками. У нас есть специалисты, которые готовят преподавателей физики, математики, географии, биологии, истории, музыки на татарском и русском языках. Мы поэтапно делаем все, чтобы любой наш выпускник, а не только обучавшийся на специализированных факультетах, свободно владел и иностранным языком. Более того, на факультете “Татарский язык и литература” есть специальное отделение “Татарский язык и английский язык”, где иностранный преподается не через русский, а непосредственно через татарский. Мы еще до объединения в КГПУ организовали несколько лет назад подготовку специалистов информатики на английском языке. Математика, биология, география на английском ведутся второй год.
– А откуда кадры?
– Есть и свои преподаватели, и приглашенные из других вузов. Например, когда открыли математику на английском языке, у нас полгода работал профессор Техасского университета. Вообще, на перспективу нужны педагоги качественно иного уровня. А поскольку ТГГПУ задуман как центр разработки и внедрения инноваций, новому вузу понадобятся и преподаватели нового типа, причем искать их придется по всей России, а может быть и за рубежом, пока не вырастим своих.
– Министр образования и науки республики Раис Шайхелисламов говорил, что новый вуз должен постепенно сокращать набор на педагогические специальности и делать акцент на других гуманитарных направлениях…
– Действительно, в Татарстане кроме нас подготовкой педагогических кадров занимаются Елабужский педагогический, Набережночелнинский педагогический институты. А ведь есть еще КГУ, где также готовят учителей. Есть педагогические колледжи и училища. Перепроизводство очевидно. Так что учителей будем готовить ровно столько, сколько определит госзаказ, то есть постепенно сокращать прием на педагогические специальности, соответственно, увеличивая его на гуманитарные. В этом году их соотношение будет 1 к 4.
Но нельзя игнорировать и тот факт, что не все дипломированные учителя идут в школу. За два минувших года лишь 60 процентов из них закрепились по месту работы. Феминизированное педагогическое сообщество стареет: в Казани работают 14,6 процента учителей-пенсионеров, в Зеленодольске – 19,8 процента, в Чистополе – 10,8 процента. Еще сложнее обстановка на селе. При всем уважении к ветеранам педагогического труда следует признать: для большинства из них освоение многочисленных новшеств неподъемно.
– В то же время сейчас модно говорить о том, что в педвуз идут самые слабые абитуриенты, потому что престиж учительской профессии низок…
– Из того факта, что в ТГГПУ обучаются довольно много выпускников сельских школ, не следует вывод, что этот контингент плох. Много талантливой молодежи обучается именно в сельских школах. Порой приходится слышать рассуждения некоторых уважаемых людей о том, что на селе учатся интеллектуально слабые дети, потом они плохо усваивают материал вуза и становятся плохими специалистами. При этом многие из тех, кто так говорит, сами являются выходцами из сельских районов. Думаю, не слишком ошибусь, если скажу, что около семидесяти процентов современной технической и гуманитарной татарской интеллигенции – выходцы из деревень. Конечно, выпускникам сельских школ, возможно, не хватает общей культуры, эрудиции, но ума и таланта у них не отнять. Сотни известных в России и в мире писателей, поэтов, деятелей культуры, учителей, ученых окончили в свое время Казанский педагогический институт.
В ТГГПУ созданы все условия для выявления и развития способностей студентов. В частности, мощное развитие в университете билингвального образования (татарско-русское, русско-английское и т.д.) позволяет им не только хорошо овладеть русским языком, приобщиться к достижениям мировой культуры, но и не потерять связей с национальной, татарской культурой.
– А я вот слышала, что у вас проводятся родительские собрания. Неужели правда?
– А что тут удивительного? Да, у нашего университета есть замечательная традиция сотрудничества преподавателей и родителей первокурсников. Создаются попечительские советы на факультетах, где обсуждаются насущные проблемы: учебные, воспитательные, материальные, адаптация первокурсников к городской среде, так как многие абитуриенты из сельских школ испытывают в первое время определенные трудности. Родители имеют возможность посмотреть, где их дети живут, учатся. Если есть проблемы, они принимают активное участие в их разрешении.
– Планировалось, что новый университет будет активно привлекать на учебу татарских студентов из-за пределов республики. Как работаете с регионами, где компактно проживают татары?
– Сейчас во многих регионах открываются классы с обучением на родном языке, а то и школы, и гимназии. В различных вузах открываются отделения, факультеты татарского языка и литературы. Для них прежде всего нужны хорошие педагогические кадры. Наши профессора и преподаватели ездят в Ижевск, Тобольск, Ульяновск, Астрахань, чтобы там читать лекции и вести занятия.
Кстати, впервые в истории Учебно-методического объединения (УМО) по специальностям педагогического образования при Московском педагогическом государственном университете Министерства образования и науки России официальным постановлением нашему региональному университету переданы полномочия учебно-методической комиссии (УМК) по специальности “родной (татарский) язык и литература”.
В концепции ТГГПУ предусмотрен комплекс мер по привлечению выпускников школ из регионов Российской Федерации и других стран. В частности, для более тщательной подготовки абитуриентов организованы и проводятся подготовительные курсы – очные и заочные. Открываются новые специальности с учетом потребностей регионов, где компактно проживают представители татарской диаспоры, вводятся новые специализации к специальности “Родной язык и литература”.
Для иногородних студентов важна проблема проживания. У нас уже имеются три студенческих общежития (мы их называем домами студентов). Сейчас идет подготовка проектно-сметной документации для строительства современного дома студентов, в котором будут прекрасные условия для проживания иностранцев.
– А как обстоят дела с иностранными студентами?
– С 1992 года ведем обучение иностранных граждан по основным образовательным программам – специалист, аспирант (послевузовское образование), и по дополнительным – подготовительные курсы русского языка, краткосрочные программы, индивидуальные программы, исследовательские стажировки студентов и аспирантов, включенное обучение (семестровое, годичное). Первыми иностранными учащимися были турецкие граждане, воспитатели татарско-турецких лицеев. В настоящее время в университете учатся представители Китая, Вьетнама, Пакистана, Турции, Австралии, Кореи, Финляндии и других стран.
В КГПУ в 2000 году была создана кафедра русского языка как иностранного, ведущая довузовскую подготовку иностранных граждан по русскому языку по программе подготовительных факультетов. Сейчас там обучаются абитуриенты из семи стран дальнего зарубежья.
– В концепции университета много говорилось о внедрении современных информационных технологий. Что под этим подразумевается?
– В частности, имеется в виду разработка и реализация системы информатизации учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы в университете, повышение квалификации работников вуза в сфере информационных технологий, внедрение программы “Сквозное применение информационных технологий в учебном процессе” на основе мультимедийных средств. Наши сотрудники получат возможность автоматизированного доступа к внутренним и внешним информационным ресурсам. Будет совершенствоваться система дистанционного образования и повышения квалификации выпускников университета и других специалистов. Внедрение web-технологий позволит вузу позиционировать себя в мировом информационном пространстве. В создающейся электронной библиотеке появятся web-каталоги, компьютерные учебные пособия. Планируется создание регионального информационного центра гуманитарной науки, культуры и образования. Предусмотрена разработка и использование новых форм организации аудиторных и внеаудиторных занятий по физической культуре, а именно – системы мониторингового контроля за физическим состоянием студентов, тестовых заданий, паспорта физического здоровья студента.
– Раз уж заговорили о планах – каким вам вообще видится университет через несколько лет?
– Если говорить обобщенно, миссию нашего вуза мы видим в более глубоком понимании, развитии и распространении гуманитарных знаний и ценностей – национальных и региональных, международных и исторических. Хотим формировать у наших студентов особый евразийский менталитет. Потому что Татарстан становится своеобразными воротами и в Европу, и в Азию. Мы понимаем, что обновленный вуз призван стать единым центром гуманитарной науки, культуры и образования в республике и за ее пределами, консолидировать лучшие научно-педагогические силы для подготовки, переподготовки и повышения квалификации высокообразованных и конкурентоспособных специалистов-гуманитариев. Не исключено, что Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет станет всероссийской экспериментальной площадкой для отечественной высшей гуманитарной школы. Не исключено и то, что при нем когда-нибудь появится НИИ по проблемам семьи, демографии…
Но все это планы. Пока же надо помочь нашему “ребенку” встать на ноги, и не просто встать, а вровень с веком. И здесь надо сказать о финансировании. Если новый федеральный вуз будет финансироваться исключительно под решение традиционных задач, то есть просто под подготовку кадров с высшим образованием, то инновационным центром он не станет и поставленных задач не решит. Само название – Татарский государственный – предполагает подключение к финансированию из республиканского бюджета. Надо активизировать и общественное участие в управлении вузом. 31 мая мы провели первое заседание попечительского совета. Сегодня в его составе сорок три человека. Это руководители муниципальных образований, генеральные директора крупных акционерных обществ, различных фондов, представители творческой общественности, бизнесмены, крупные ученые… Думаю, они не только окажут финансовую помощь, но и будут способствовать формированию нашего университета как центра подготовки элиты.