Маленький музей больших чудес

Я давно знала, что в одной из елабужских школ существует любопытный музей ракушек.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

Я давно знала, что в одной из елабужских школ существует любопытный музей ракушек. Собираясь туда, ожидала увидеть несколько экспонатов в дальнем углу класса географии. А оказалась в настоящей сокровищнице, где одна вещь диковиннее другой и нигде нет табличек “Руками не трогать”.


Гигантские раковины моллюсков, морские звезды разных мастей, окаменелые отпечатки древней жизни, кости мамонтов и даже сушеная кровожадная пиранья – коллекция далеко выходит за рамки только лишь собрания ракушек, а потому называется сейчас “Удивительный мир природы”.


Такому разнообразию позавидует любой “серьезный” музей, а этот находится в обычной средней школе №9 и поддерживается энтузиазмом хранительниц всех этих диковинок: учителей географии Язили Баймуратовой и Ольги Ваничкиной.


Началось все почти 10 лет назад благодаря шестикласснице Даше Бобовкиной. Во время изучения темы “Горные породы” любознательная девочка притащила на урок камушек, найденный ею на берегу протоки Камы. А на камне, который оказался известняком, – отпечатки коралла, крохотных ракушек: река выбросила на берег следы древней морской жизни. Подобные находки тут не редкость, как говорится, история под ногами. А потому внимательный и заинтересованный человек может сделать на берегах здешних рек маленькие палеонтологические открытия. Известняки образовались около 250 миллионов лет назад, а до этого на всей территории современной Восточно-Европейской равнины, и Татарстана в том числе, плескалось теплое море. Девочка принесла в школу наглядное тому подтверждение. Так и возник музей ракушек – застывших в камне свидетелей старины.


– Для меня это стало отправной точкой, – вспоминает Язиля Галимзяновна. – Я просто показывала этот кусок породы ученикам, а они говорят: у меня есть такое дома – дети же пытливые, чего только не находят! Я просила приносить, если не жалко. По справочнику вместе идентифицировали отпечатки, узнавали, как назывались, как выглядели эти животные и растения.


И пошло-поехало: дети, родители, учителя, выпускники стали приносить, привозить интересные ракушки, камни, разные древности, так что теперь тут собраны вещицы со всего света. Амазонка, Индия, Куба, Испания, Тунис – это далеко не полная география. Экспонаты занимают несколько стеллажей. Сначала – палеонтологические находки.


– Во дворе школы делали цветник из известняка, учитель труда принес камень с отпечатком большой лапы. Кто его знает, то ли это динозавр, то ли археоптерикс. А вот это я нашла в Ульяновске в экспедиции, будучи студенткой, – учительница показывает причудливые куски породы. – Вот – отпечатки водорослей, перламутра, все нашли на Каме. А это не древние ли морские черви? – Язиля Галимзяновна крутит в руках камень, на котором, если присмотреться, видны завивающиеся “ниточки”, такие реалистичные, словно сейчас оживут и расползутся по всей комнате. – Зуб мамонта нашел мой папа на берегу реки Белой. Промывали песок для строительства, и выпала челюсть мамонта. Тащить всю было тяжело, отец взял только зуб. А вот это, – географ указывает на здоровенный “мосол”, – тоже мой папа нашел в овраге, скорее всего, берцовая кость мамонта. Окаменелый бивень – его работник нашей школы увидел, гуляя у реки, и принес сюда. Елабуга не только с точки зрения истории, но и геологии очень интересна.


Учителя географии как раз и пытаются выйти за рамки своего предмета и связывать в сознании детей знания из разных областей. Оказывается, в этом музее можно изучать и историю, и физику, и химию, и традиции разных народов. “В каждом драгоценном камне, как в капле воды, отражено все величие природы. Любого из них достаточно, чтобы ощутить верх ее совершенства”. Это высказывание римского натуралиста Плиния – девиз другого раздела экспозиции, где собраны интересные камни.


– Внимательно изучив любую горную породу, можно восстановить ее историю, – продолжает Язиля Баймуратова, – Вот обычный кварц и его высшая форма – горный хрусталь. Сравнивая их, дети видят, как растут в природе кристаллы. Тут можно и в химию углубиться, и в архитектуру. Природа мудрее нас. Если ее понять, можно многому научиться. Я говорю детям: Чайковский услышал музыку капель – стал великим музыкантом, Шишкин увидел сосну, нарисовал ее – стал певцом природы. Кто-то понял, как устроена стрекоза, – стал конструктором. Дорога открыта, надо только трудиться.


Показывая янтарь, можно говорить о его растительном происхождении, о его лечебных свойствах, а можно коснуться и истории Янтарной комнаты. Кстати, янтарь и песок здесь еще “дышат” Балтийским морем: на одной из конференций, где дети рассказывали о музее, их подарила, расчувствовавшись, жительница Калининграда, как кусочек родных мест. А вот интереснейший экспонат – песчаная роза Сахары, ее привезла одна ученица из творческой поездки.


– В Северной Африке такую розу передают дочери на свадьбе как частицу семьи. Этот каменный цветок удивительной формы – результат труда природы: ветра и солнца, жары и холода. Так что можно о традициях говорить, а можно – о выветривании горных пород. Бирюза, малахит – с ними связано немало легенд, – продолжает Язиля Галимзяновна, – А еще это источники меди, в Елабуге ведь был медеплавильный завод, и на берегах встречаются зеленые “линзы” – носители меди. Снова и история, и геология. А вот эти огромные стручки акации дети привезли из лагеря “Орленок”. Мы говорим: посмотрите, у нас это растение дает небольшие стручки, а там, при хороших условиях, – вот какие!


Добираемся наконец и до ракушек. От разнообразия форм и размеров разбегаются глаза.


Самый большой экспонат – раковина, весящая больше 2,5 килограмма. Мелких ракушек здесь целые россыпи. Витые рапаны, строгие мидии, элегантные морские гребешки, шипастые мурексы… Кстати, экскурсии, которые здесь бывают нередко, проводят сами школьники – 9-классницы Настя Просверякова, Наташа Ваничкина и две Алины – Зиннатова и Зиннатуллина. Они рассказывают удивительные вещи. О самом драгоценном продукте моря – жемчуге, который не что иное, как инородное тело, попавшее в раковину моллюска и “обросшее” перлом, о морских звездах, которые проползают за минуту лишь 15-20 сантиметров, но при опасности “удирают” в два раза быстрее. О кораллах – они в музее есть трех цветов – белого, красного и желтого; о моллюсках каури, раковины которых жители прибрежных районов использовали в качестве денег: например, в Судане одну каури можно было выменять на чашку воды, кусок шашлыка или луковицу. А еще с помощью каури в древности обменивались посланиями: две раковины “лицом” друг к другу обозначали дружбу и мир, отвернутые – вражду, а две каури с перышком – свидание.


Мурекс не менее известен: эта морская улитка стала для людей источником пурпурной краски. Для извлечения 1 грамма такого красителя требовалось переработать около 10000 моллюсков; неудивительно, что получаемый продукт ценился в 10-20 раз дороже золота.


Носить одежду пурпурного цвета и писать пурпурными чернилами, как известно, могла только высшая знать.


– Вероятно, поэтому теперь наши учителя пишут красной пастой, – заключает с улыбкой юный экскурсовод.


Возможно, в будущем музей приобретет новое значение – благодаря именам дарителей. Дети взрослеют, и кто знает, кем они станут. Один из выпускников Данис Назипов сейчас учится на геофаке КГУ и из каждой экспедиции привозит в родную школу мешки подарков, конечно же, образцы горных пород. Есть в музее ракушки Кати Трофимовой, юной супруги известного музыканта Владимира Кузьмина, которая училась в этой школе и была в первом составе музейного кружка.


А еще, оказывается, с помощью географии можно учить жизни.


– Знания, которые мы даем, должны быть применимы в жизни, приближены к ней. Например, изучая тему “Рельефы”, ребенок должен понимать, что это – в том числе и равнина, на которой стоит школа, – говорит Язиля Галимзяновна.- Моя цель – не воспитывать супергеологов, а пробудить желание ребенка узнать природу, чтобы он был более любознательным, понимал происходящие процессы, знал, что ничего просто так не происходит, видел окружающую его красоту. Этому учил меня отец, романтик в душе.


И как же эта красота необъятна, если один только маленький музей вместил в себя столько удивительных творений.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще