Старая песня о главном

Сколько ни говори о школьных проблемах, а без увеличения финансирования все равно ничего не сделаешь.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Сколько ни говори о школьных проблемах, а без увеличения финансирования все равно ничего не сделаешь. Таким был лейтмотив выездного заседания Комиссии республиканского Госсовета по реализации национального проекта “Образование”, прошедшего в среду в Высокогорском районе.


В Озерную среднюю школу Высокогорского района ездят учиться дети из трех окрестных деревень. Ярко-желтый автобус марки “КАВЗ” с крупной синей надписью “Дети”, по словам директора школы Айрата Сафина, очень неудобен: слишком длинный салон зимой полностью не прогревается, машине трудно маневрировать на узких сельских дорогах, особенно зимой, когда трасса практически не чистится.


Самый же приемлемый на сегодня автобус для сельской школы, говорит Айрат Сафин, и его поддерживают другие директора, – это “ПАЗ”. Мощный, теплый, компактный, легко впишется в любой поворот. Да вот беда: в рамках нацпроекта “Образование”, в той его части, где идет речь о поставке автобусов для сельских школ, на федеральном уровне решено отправлять туда именно машины “КАВЗ”. Видимо, очень уж далеки от народа те, кто принимает на высоком уровне подобные решения. А всего-то и надо – объехать несколько таких школ и на месте узнать, что им на самом деле требуется.


Именно так и поступили депутаты Госсовета Татарстана. И поездка эта, по словам председателя Комиссии по реализации национального проекта “Образование” Разиля Валеева, не последняя. Депутаты намерены посетить один из дальних районов республики, а также побывать в городских школах, чтобы иметь реальное представление об их проблемах и трудностях.


Выводы депутатов неутешительны. Да, национальный проект преследует благую цель – сформировать группу лидеров из педагогов и школ, на которых будут равняться остальные.


– Но, к великому сожалению, в то время как лучшие получат финансовую помощь для укрепления материально-технической базы, те учреждения образования, у которых не было никаких условий, так ни с чем и останутся, – констатировал Разиль Валеев.


В итоге разговор плавно перешел с национального проекта на проблемы сельских школ вообще. Взять хотя бы программу их оптимизации, принятую в республике в прошлом году. Идея, казалось бы, правильная: детей в деревнях мало, невыгодно содержать просторные школьные здания и штат учителей в каждом селе. Поэтому там надо оставить только начальные школы, а детей постарше возить в так называемые базовые. Для этой цели выделили автобусы. И тут началось… Местные АТП брать эти машины на свой баланс отказались, им это невыгодно, ведь школьный автобус нельзя использовать для других целей. И все расходы легли на плечи и без того, мягко говоря, небогатых учреждений образования.


Посчитаем. Зарплата у водителя школьного автобуса – чуть больше 2 тысяч рублей, между прочим, найти работника за такие деньги трудно, а если водитель заболел, то дети либо добираются в школу самостоятельно (это неблизкий путь, и иногда приходится идти через лес), либо просто несколько дней сидят дома. Согласно правилам кроме водителя в автобусе должен находиться еще один человек, непосредственно отвечающий за безопасность детей. Ему тоже надо платить. Чтобы пройти тех-осмотр “детского” автобуса, надо отдать 9 тысяч рублей. Медицинское освидетельствование водителя осуществляется по договору с медучреждением – естественно, за отдельную плату. А ремонт, а стоянка? Да и о безопасности говорить не приходится – тот же “КАВЗ”, который рассчитан на 22 посадочных места, перевозит порой, говорят, около 40 детей.


– В итоге мы проиграли больше, чем выиграли, – комментирует ситуацию начальник Высокогорского отдела образования Ренат Хасанов.


Впрочем, есть здесь один нюанс. В маленьких деревнях учителям зачастую просто не хватает квалификации, чтобы дать детям полноценные знания. Когда один педагог преподает и историю, и географию, и английский, о качестве обучения говорить не приходится. И тут надо выбирать: либо оставлять сельских детей без шансов на хорошее образование, либо идти на затраты, связанные с их перевозкой. Но поскольку школа сама эти затраты не потянет, а муниципальные органы управления тоже не всегда могут оказать ей необходимую финансовую поддержку, значит, сделала вывод участвовавшая в выездном заседании заместитель министра образования и науки РТ Любовь Овсиенко, нужно выделять в составе субвенций муниципалитетам целевые средства на содержание и ремонт школьных автобусов.


Но деньги нужны не только на автобусы. Даже лучшим школам района (претендующим на миллионные гранты в рамках национального проекта), которые посетили депутаты в ходе поездки, ощутимо нужен капитальный ремонт. Учитель химии одного из претендентов – Шапшинской средней школы – упомянула, что новых реактивов здесь не получали уже лет десять. А трудовик другого лидера местного образования, школы села Дубъязы, рассказал, что у него дома мастерская оснащена лучше, чем в школе. Об устаревших учебных и наглядных пособиях и говорить не приходится. И не случайно директор Шапшинской школы Рафгат Ярмиев, когда его спросили, на что педагоги потратят миллион, если его получат, в первую очередь вспомнил о протекающей крыше… Что же делать остальным, если лучшие годами не могут решить такую заурядную проблему?


– Еще один вопрос, который беспокоит нас в отношении сельских малокомплектных школ, – это трудоустройство учителей, – говорит Разиль Валеев. – Куда им деваться в маленькой деревне, где нет никакой работы?


Вот, например, село Чувашли, где живет около 150 человек. В местной школе, которая до 2005 года имела статус средней, раньше училось около 25 детей. После того как была принята программа оптимизации, она стала начальной. И сейчас там осталось 10 учеников 1-4-х классов. За последние десять лет в селе не было сыграно ни одной свадьбы. И к 2012 году, говорит Ренат Хасанов, детей в школе вообще не останется. А там сейчас работают четыре учителя плюс директор… И как быть им, не подпадающим под национальный проект “Образование” и вообще ни под какие проекты?


Еще одну проблему озвучил на итоговом совещании с директорами высокогорских школ глава местной муниципальной власти Рашид Шаяхметов. Раньше сельские школы снабжали продуктами местные хозяйства. Дети, в свою очередь, летом работали, помогали колхозу. И всем было хорошо. Но теперь, по закону, все закупки для школ осуществляются только через электронные торги. И получается, что выигрывает эти торги какой-нибудь казанский предприниматель, предложивший самую низкую цену, а после того как с ним заключен договор, он эту цену поднимает. То есть мало того, что школа не может взять мясо и молоко на соседней ферме, а должна везти их из Казани, так она еще и переплачивает в итоге. Ситуация доходит до абсурда: училища, производящие сельскохозяйственную продукцию, не могут ее использовать для собственных нужд, потому что обязаны проводить закупки через торги!


– Сегодня мы наглядно увидели все проблемы и сложности реализации национального проекта на селе, – констатировала на итоговом совещании Любовь Овсиенко. И пообещала, что республиканское министерство обязательно представит на федеральном уровне свое видение ситуации. В частности, будет активно протестовать против отправки на село автобусов “КАВЗ”. И уж по крайней мере на республиканские деньги, выделяемые на покупку школьных автобусов, “КАВЗ” закупаться точно не будут.


– Нас не покидает ощущение того, что приоритетный национальный проект “Образование” должен серьезно развиваться, – заметила заместитель министра образования и науки. – Потому что, когда разворачиваешься лицом к школе, оказывается, что еще очень многое не сделано.


В свою очередь, Разиль Валеев пообещал педагогам района, что все проблемы, которые были озвучены в ходе поездки, найдут свое отражение в решении комиссии Госсовета и будут озвучены перед Правительством республики.


– На образование надо бы выделять раз в десять больше средств, чем дают сейчас, – считает председатель депутатской комиссии.


Надо бы, кто же спорит. Да только дадут ли?

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще