Эксперимент с единым госэкзаменом и демографический кризис – вот вопросы, которые более всего сегодня волнуют вузовскую общественность. Во вторник на брифинге в Кабинете Министров, где присутствовали ректоры ведущих казанских вузов, именно этим двум темам было уделено наибольшее внимание.
В этом году, как мы уже писали, из школьных стен выйдет около 44,5 тысячи выпускников. Набор же в вузы по республике, по словам министра образования и науки Раиса Шайхелисламова, составит 25-27 тысяч человек. Еще около 19 тысяч студентов готовы принять средние специальные учебные заведения (ссузы). Если суммировать эти цифры, можно увидеть, что сейчас число потенциальных абитуриентов примерно равно числу предлагаемых им мест в учебных заведениях разного уровня подготовки. Если учесть, что в вузы поступают не только нынешние школьники, но и выпускники прошлых лет, ситуация пока не столь критическая.
– А вот через два года, когда выпускников будет 25,8 тысячи, появится серьезная проблема с наполняемостью вузов, – заметил Раис Шайхелисламов. И предложил свое видение выхода из кризиса: надо работать над тем, чтобы система образования Татарстана стала привлекательной для абитуриентов из других регионов. Проще говоря, чтобы к нам приезжало учиться как можно больше иногородних студентов.
Работать здесь, заметим, придется много – учитывая то, как сегодня обстоят дела на данном направлении. Например, в прошлом году, по словам министра, всего 8-9 процентов первокурсников были иногородними. Но примерно такой же процент татарстанских школьников уехали учиться за пределы республики. И пока неясно, как сделать так, чтобы поменять это соотношение в нашу пользу. Есть, конечно, в наших вузах и иностранцы. Но в общей структуре студенчества республики они составляют менее одного процента обучающихся.
Ну, а пока обдумываются планы по увеличению “образовательного экспорта”, в вузах начали сокращать план приема на бюджетные места. В этом году в Татарстане первокурсников- “бюджетников” будет примерно на 10 процентов меньше. Правда, здесь все очень индивидуально. В технологическом университете, например, по словам его ректора Сергея Дьяконова, сократили 10 дневных мест. Чуть больше – вечерних. В КГУ примерно такая же ситуация – сокращаются 15 дневных мест и 12 вечерних. Правда, на 90 человек меньше примут на заочное отделение, но, говорит ректор университета, председатель Совета ректоров вузов РТ Мякзюм Салахов, там все равно каждый год был недобор. А вот в архитектурно-строительном университете, например, число первокурсников, обучающихся за государственный счет, нынче уменьшится почти на 9 процентов, что, в общем, довольно странно, учитывая потребности экономики в грамотных инженерах, строителях и архитекторах.
Впрочем, к 2010 году ситуация станет еще хуже. Тогда, говорит председатель Совета ректоров, число бюджетных мест сократится уже на 40 процентов. И можно предположить, что в этой ситуации в первую очередь пострадают мелкие негосударственные вузы, часть которых просто закроется. Скорее всего, заметил Раис Шайхелисламов, это коснется многочисленных (их сегодня в республике 25) филиалов и представительств коммерческих учебных заведений. Если, конечно, они не начнут уже сейчас кооперироваться, интегрировать усилия, чтобы совместно противостоять предстоящему кризису.
В училищах и техникумах, по словам председателя Совета директоров ссузов РТ, директора Казанского авиационного техникума Валерия Сохабеева, речь о закрытии пока не идет. В прошлом году план приема они выполнили, и детально оценить потенциальные последствия демографического кризиса здесь пока не берутся.
– Но напряженность может возникнуть, – признал В. Сохабеев.
Некая напряженность возникает сегодня и вокруг громкого образовательного эксперимента – ЕГЭ. Ряд ректоров, присутствовавших на брифинге, признали: один из основных аргументов “за” единый экзамен – равные возможности при поступлении в любой вуз страны для всех российских школьников – себя не оправдал. Не едут сельские дети со своими сертификатами по ЕГЭ поступать в МГУ и прочие столичные университеты. Да и в казанских вузах немногие из сельчан могут сравняться по полученным баллам с выпускниками городских школ. Все-таки уровень образования в городе и в деревне разный. А ведь кадры для села – учителей, врачей, специалистов в сельском хозяйстве – готовить надо, и акцент здесь всегда делался именно на сельских выпускников, которые, отучившись, вернутся в родную деревню.
Есть и другие проблемы. Ректор Татарского государственного гуманитарного университета Зямиль Нигматов, например, заметил, что за сертификатом о сдаче ЕГЭ пропадает живой человек. То есть знания свои абитуриент путем тестов продемонстрировал, а вот оценить оригинальность мышления, интерес к будущей профессии на едином экзамене невозможно. Свою обеспокоенность проблемой выразил и ректор Казанского государственного архитектурно-строительного университета Валерий Куприянов.
– Мы потеряем “своих” абитуриентов, – считает он. – ЕГЭ убивает у человека мечту. Выпускники идут не туда, куда бы хотели поступить, а ходят с сертификатом по вузам – куда их возьмут с набранными баллами. В итоге они поступают в случайные институты – туда, куда взяли, без интереса учатся, потом без интереса работают. Кому нужны такие специалисты?
На вопрос, зачем же тогда Совет ректоров татарстанских вузов принял решение отдать нынче 100 процентов своих специальностей под ЕГЭ, Валерий Куприянов ответил, что ректоры “упирались” как могли, но в итоге им пришлось подчиниться приказу Федерального агентства по образованию.
Справедливости ради заметим, что у единого госэкзамена нашлись и защитники.
– Сейчас рано судить, каковы будут результаты эксперимента с ЕГЭ, – заметил ректор Казанского государственного медуниверситета Наиль Амиров. – Возможно, они будут положительными.
В общем, хотя в образовательных кругах и ведутся разговоры о том, что переход ко всеобщему ЕГЭ неизбежен, копья вокруг него продолжают ломать, а значит, ситуация еще может измениться.
Но пока наши школьники участвуют в эксперименте, им может быть полезна следующая информация. Ранее в Министерстве образования и науки сообщали, что во “второй волне” ЕГЭ (которую проводят в июле сами вузы для абитуриентов) не смогут участвовать выпускники 2006 года, а только выпускники прошлых лет, школьники, пропустившие экзамен по болезни и другим уважительным причинам, и иногородние поступающие. Оказывается, это не совсем верно.
– Школьники не могут дважды в течение одного года сдавать ЕГЭ, – уточнил министр образования и науки. – То есть те, кто писал этот экзамен в школе, не имеют права “переписать” его в июле в вузе. Но если ученик выбрал традиционную форму сдачи выпускных экзаменов, а потом оказалось, что в выбранном им вузе принимают только результаты ЕГЭ, он может участвовать во “второй волне”.